Использование в педагогической работе узоров народного искусства, обладающего нравственной, эстетической, познавательной ценностью, является необходимым условием развития эстетической культуры личности. Оно помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Исследованиями в области ознакомления детей с узорами народного декоративно-прикладного искусства занимались А.А. Грибовская, Ю.Г. Дорожин, О.Л. Князева, О.А. Соломенникова, Н.П. Сакулина, М.В. Тихонова, А.П. Усова, Е.А. Флерина.
Человек, не имеющий определенных искусствоведческих знаний и опыта восприятия, самостоятельно не сможет понять смысла, заложенного в основе узоров народного декоративно-прикладного искусства.
Следовательно, необходимо специальное обучение языку и восприятию
средств выразительности (предметного состава, принципов композиционного построения, цветового решения).
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью...[3].
Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.
Ознакомление ребенка с узорами народного декоративно-– прикладного искусства опирается на принципы общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности [2].
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных видах выполняемых детьми работ: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В целях усиления эмоционального воздействия рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства желательно сопровождать художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен.
Узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Декоративно-прикладное искусство, зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство. Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, Жостовской, Городецкой, Дымковской и других росписях.
Рисование узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. При ознакомлении с произведениями мастеров народных промыслов перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
Кроме того, сам процесс работы над узором доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Организация непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством» [1].
Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге.
Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.
Также при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством проводим экскурсии в музей, беседы о творчестве народных мастеров, рассматриваем альбомы, книги, изделия народного творчества, разнообразные дидактические игры: «составь узор», «подбери элемент узора», «собери картинку», конкурсы, выставки.
Наша работа строится путем постепенного усложнения материала. В начале путем рассказа, через показ и объяснение вызываем у детей эстетические эмоции, воспитываем у них умение видеть узор и интерес, желание передавать узор в своем рисунке.
Большое внимание необходимо уделять анализу работ, например, вывешенные работы можно называть «витриной магазина» и предложить детям купить себе понравившуюся вещь, затем объяснить, почему ребенок выбрал именно это.
Таким образом, при условии овладения техническими навыками в соответствии с программными требованиями дети старшего дошкольного возраста могут овладеть не только простейшими элементами, но и более сложными элементами и композицией узора народных росписей и передавать стиль в декоративном рисовании.
Список литературы
Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием и лепкой / Н.П. Сакулина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005, – 248 с.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005, 167 с.
Тихонова Н.В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом в музее детского сада / М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. 208 с.
6