ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К каким произведениям живописи дети проявляют больший интерес и почему? Опыт показывает: из различных живописных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив выбора этих жанров живописи понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами, изображенными в натюрморте, дошкольники встречаются в быту, а чувства, выраженные художником в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались. В чем же специфика личностного отношения детей к живописи?

Дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом.

Выделяются три этапа ознакомления дошкольников с живописью:

1 этап. Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога. Выбор искусствоведческого рассказа обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Искусствоведческий рассказ помогает дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено), понимать эстетическую ценность картины, а также способствует формированию образной связной речи дошкольников.

Сразу после искусствоведческого рассказа правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребят к пониманию содержания произведения.

В вопросах следует учитывать принцип постепенности нарастания сложности. Оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. Эти приемы должны вызывать у детей определенные чувства, тесно связаны с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. Например: «А теперь давайте мысленно перенесемся на это место (показать на картину) и вслушаемся... Что вам слышится? С чем можно сравнить шум...?». Эмоциональное отношение ребенка к картине – показатель возникшего интереса к произведению.Итак, на первоначальном этапе ознакомления детей с изобразительным искусством стоит задача создания интереса к живописи, к картине художника, формирования умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание.

2 этап.

Детей обучают умению анализировать изображенное на полотне. На основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный образ картины.Прежде всего исключается искусствоведческий рассказ педагога (если дети овладели навыком анализа картины). Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера. Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Вопросы направляют внимание детей не на перечисленные изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне обобщения.Иногда дети затрудняются сразу ответить на вопрос, о чем картина. В этом случае необходимо использовать прием точных установок, который позволяет научить их (детей) логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи, а также видению эстетических достоинств произведения.

Для детей дошкольного возраста восприятие содержания произведения и его выразительных средств представляет определенную трудность. Решению этой задачи в дошкольном возрасте способствует использование приемов композиционных и колористических вариантов. Педагог словесно или наглядно показывает, как меняются содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции или колорита в картине. Например: «Что изменилось в картине между людьми, предметами, изображенными художником? (При этом педагог закрывает часть композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон картины и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения.).

В работе с дошкольниками применяется прием колористических вариантов, суть которого состоит в изменении колорита картины путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет художника. ...вопросы: «Что изменилось бы в настроении изображенных людей, в их отношениях, если бы художник написал картину в холодных тонах, а не теплых? Сравните, какой цвет в картине «звучит» более красиво – красный, выбранный художником, или, скажем, синий? Что хотел передать этим цветом художник?».

Данный приём позволяет научить понимать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности, одновременно он как бы включает ребенка в «сотворчество» с художником. Это активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка, обогащает его опыт и воображение. Мысленно изменяя цветовое решение картины или ее композиционное построение, ребенок приобретает собственный эстетический опыт.Педагог использует различного рода эмоциональные установки: «Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на картину? О чем думается, что представляется?». Такие установки вызывают у детей определенные чувства, сопереживание, побуждают использовать индивидуальный опыт при восприятии картины. Лишь на основе последовательного применения конкретных вопросов и эмоциональных установок можно подвести детей к пониманию сложного обобщенного вопроса «Почему понравилась картина?». Так дошкольник учится развернуто высказывать эмоционально-личностное отношение к понравившемуся произведению.

3 этап. Воспитатель вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи. К таким приемам относятся сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры. В основе приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительности.Прием сравнения вводится постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной тематики.Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они смогут назвать различные отличительные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.

С детьми используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием интересен для ребенка тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником, ребенок учится самостоятельно творчески мыслить, понимать зависимость между содержанием и формой произведения, делать свои умозаключения, приобретает умение вынашивать замысел, потребность выразить его в собственной творческой деятельности. В процессе наблюдения за общественными и природными явлениями, а также в словесных играх и упражнениях воспитатель обогащает речь детей эпитетами, образными сравнениями, на занятиях по развитию речи обучает их правильному построению предложений, логическому изложению мыслей, формирует умение точно оперировать изобразительными терминами (цвет, светотень, ритм, цветовые пятна, построение картины, план картины и т.д.).

На третьем этапе ознакомления детей с живописью формируется также и личностное эмоциональное отношение к воспринимаемому произведению. Однако дети и на третьем этапе все же испытывают некоторые трудности в объяснении своего эмоционально-личностного отношения к картине. Чтобы помочь дошкольнику, воспитатель использует установки: «Прежде чем объяснить, почему тебе понравилась картина, надо сказать, о чем это произведение, как оно называется, как художник показал главное, о чем ты думаешь, глядя на картину, а потом рассказать, почему она тебе понравилась. Таким образом детям дается установка на составление мини-рассказа.В процессе формирования личностного отношения дошкольников к содержанию произведения используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине: «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение» – предлагает воспитатель.Эмоциональность личностных оценок, наличие в них образных сравнений и эпитетов говорят о благоприятном влиянии искусства на интеллектуальное развитие ребенка, его монологической речи и эмоциональной сферы. Поэтому очень важно на всех этапах создавать условия для активного творческого восприятия детьми произведения, побуждать их к постановке вопросов о просмотренном произведении [1].

Список литературы

1. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992

Просмотров работы: 459