ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования самостоятельности у детей широко рассматривается в современных педагогических трудах. Ей посвящено много исследований, ее изучают в самых различных аспектах. Григорьева Г.Г., Косминская В.В., Комарова Т.С. в своих трудах рассматривали значение самостоятельной изобразительной деятельности в развитии ребенка [3].

Источник самостоятельности – впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому – рисунки, лепка, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства.

Искусство также источник самостоятельной изобразительной деятельности. Различные виды его обогащают детей впечатлениями.

Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях, возникает у детей и вне занятий: они рисуют, скажем, коврики для кукольных комнат, рисуют то, что особенно близко.

В самостоятельное пользование в свободное время следует пре­доставить детям разнообразные альбомы для раскрашивания; рабо­тая с ними, дети решают разные изобразительные задачи.

Самостоятельную художественную деятельность детей педагог может организовать как в помещении, так и на воздухе: рисование мелом на асфальте, выкладывание мозаики из керамической плитки, лепка из глины, рисование с натуры, созда­ние скульптур из снега, украшенных цветными льдинками.

Задача воспитателя – наблюдать за самостоятельной деятель­ностью детей, отмечать особенности проявлений [5].

В самостоятельной изобразительной деятельности дети дей­ствуют индивидуально, объединяются по трое-четверо или боль­шими группами.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе самого ребенка.

Предположительно намечается следующая структура самостоятельной художественной деятельности:

  • возникновение художественных замыслов (цели);

  • реализация замысла;

  • самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.

Признавая, что самостоятельная художественная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, этот процесс не спонтанный, а педагогически обусловленный [2].

Самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение [5].

Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе до­школьников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умею­щего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмо­ционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к разви­тию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.

Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и разви­вая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает им сущность такой деятельности.

Как свидетельствуют данные исследований в области пси­холого-педагогических наук (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.С. Лейцес, А.Н. Матюшкин, В.С. Мухина, Л.А. Панько, Б.Н. Теплов, Г.Д.Чистякова), у старших дош­кольников хорошо развиты воображение, фантазия [1]. Они час­то придумывают невероятные истории, рассказывают о нео­бычайных происшествиях. В содержание изобразительной деятельности старшего дошкольника входят рисование, лепка и аппликация [5].

Старший дошкольник в своих рисунках не только отражает окружающую действительность (человек, яв­ления природы, общественная жизнь), но и передает личное отношение к ней.

В декоративное рисование включаются новые элементы геометрического и растительного орнамента. Педагог знакомит детей с некоторыми видами русской росписи: хохломской, гжельской, дымковской.

Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно хорошо владеют приемами и способами лепки, что открывает большие возможности для расширения тематики и воплощения твор­ческих идей детей [2].

В лепке, как и в рисовании, отражается образ человека, объекты природы, впечатления от знакомства с общественной жизнью. Дети лепят по мотивам народной игрушки; создают образ человека, образы сказочных геро­ев; с большой любовью изображают своих родных, передают в лепке образ «я». Дети лепят объемные вещи и украшают их рельефом; лепят посуду по мотивам народной керамики; игрушки; украшают рельефом или способом налепливания пластины.

В аппликации, как и в других видах изобразительной деятельности, отражается окружающий мир: человек, приро­да, общество. Дети уже овладели навыками рабо­ты с ножницами, поэтому больше внимания уделяется их творческим проявлениям: подбор цветов в зависимости от цвета фона; построение композиции; дополнение новыми де­талями [1]. Не меньше, чем предметная и сюжетная, детям нра­вится декоративная аппликация. Все элементы для данного вида аппликации они готовят самостоятельно.

Итак, самостоятельная художественно-творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она влияет на развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного возраста [3]. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.

Список литературы

  1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.

  2. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

  3. Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7.

  4. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2.

  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М.: Владос, 2000. – 144 с.

Просмотров работы: 594