Источник самостоятельности – впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому – рисунки, лепка, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства.
Искусство также источник самостоятельной изобразительной деятельности. Различные виды его обогащают детей впечатлениями.
Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях, возникает у детей и вне занятий: они рисуют, скажем, коврики для кукольных комнат, рисуют то, что особенно близко.
В самостоятельное пользование в свободное время следует предоставить детям разнообразные альбомы для раскрашивания; работая с ними, дети решают разные изобразительные задачи.
Самостоятельную художественную деятельность детей педагог может организовать как в помещении, так и на воздухе: рисование мелом на асфальте, выкладывание мозаики из керамической плитки, лепка из глины, рисование с натуры, создание скульптур из снега, украшенных цветными льдинками.
Задача воспитателя – наблюдать за самостоятельной деятельностью детей, отмечать особенности проявлений [5].
В самостоятельной изобразительной деятельности дети действуют индивидуально, объединяются по трое-четверо или большими группами.
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе самого ребенка.
Предположительно намечается следующая структура самостоятельной художественной деятельности:
возникновение художественных замыслов (цели);
реализация замысла;
самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.
Признавая, что самостоятельная художественная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, этот процесс не спонтанный, а педагогически обусловленный [2].
Самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение [5].
Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе дошкольников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умеющего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмоционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к развитию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.
Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и развивая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает им сущность такой деятельности.
Как свидетельствуют данные исследований в области психолого-педагогических наук (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.С. Лейцес, А.Н. Матюшкин, В.С. Мухина, Л.А. Панько, Б.Н. Теплов, Г.Д.Чистякова), у старших дошкольников хорошо развиты воображение, фантазия [1]. Они часто придумывают невероятные истории, рассказывают о необычайных происшествиях. В содержание изобразительной деятельности старшего дошкольника входят рисование, лепка и аппликация [5].
Старший дошкольник в своих рисунках не только отражает окружающую действительность (человек, явления природы, общественная жизнь), но и передает личное отношение к ней.
В декоративное рисование включаются новые элементы геометрического и растительного орнамента. Педагог знакомит детей с некоторыми видами русской росписи: хохломской, гжельской, дымковской.
Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно хорошо владеют приемами и способами лепки, что открывает большие возможности для расширения тематики и воплощения творческих идей детей [2].
В лепке, как и в рисовании, отражается образ человека, объекты природы, впечатления от знакомства с общественной жизнью. Дети лепят по мотивам народной игрушки; создают образ человека, образы сказочных героев; с большой любовью изображают своих родных, передают в лепке образ «я». Дети лепят объемные вещи и украшают их рельефом; лепят посуду по мотивам народной керамики; игрушки; украшают рельефом или способом налепливания пластины.
В аппликации, как и в других видах изобразительной деятельности, отражается окружающий мир: человек, природа, общество. Дети уже овладели навыками работы с ножницами, поэтому больше внимания уделяется их творческим проявлениям: подбор цветов в зависимости от цвета фона; построение композиции; дополнение новыми деталями [1]. Не меньше, чем предметная и сюжетная, детям нравится декоративная аппликация. Все элементы для данного вида аппликации они готовят самостоятельно.
Итак, самостоятельная художественно-творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она влияет на развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного возраста [3]. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.
Список литературы
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.
Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7.
Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М.: Владос, 2000. – 144 с.