В детском саду дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, создать положительный эмоциональный настрой, способствующий развитию творчества, эстетического чувства, образных представлений и воображения.
Занятия по изобразительной деятельности ограничиваются рассматриванием репродукций художественных произведений и краткими беседами о них, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельных занятий для такой работы с дошкольниками не отводится, а выделяется 3-5 минут в начале или в конце занятия. В течение этого времени рекомендуется рассматривать 1-2 картины или 3-4 иллюстрации в книге и не более 4-5 предметов декоративно-прикладного искусства.
Цель беседы – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему), не пользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна быть краткой, но содержательной, эмоциональной, всегда носить проблемный характер, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, то есть на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов [1].
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения педагог в ходе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы.
Беседа обязательно должна включать в себя вопросы. Содержание вопросов в процессе просмотра и анализа детских работ меняется в зависимости от способа создания изображения (по памяти, по представлению, с натуры) от содержания изображения (узор, сюжет), от возраста детей.
Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других – на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. С помощью вопросов педагог уточняет представления детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Вопросы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость и ясность формулировки, краткость, эмоциональность.
При проведении бесед крайне важно учитывать времена года, содержание материала занятий по развитию речи, экскурсий.
Для подготовки детей к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия: рассматривание рисунков в книгах, в детских книжках и журналах.
Всестороннее изучение натуральных предметов и их графических изображений способствует лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала. Вместе с тем, тематика некоторых занятий неизбежно требует иллюстративного материала (к примеру, тема: «Домашние и дикие животные: лошадь, корова, свинья, волк, лиса, медведь»).
Дошкольникам более близки и понятны образы животных (по сказкам, иллюстрациям). В связи с этим дошкольников целесообразно познакомить с наиболее известными рисунками таких художников, как Ю.А. Васнецов, В.А. Ватагин, В.В. Лебедев, Е.М. Рачев, Е.И. Чарушин.
Рассматривание картины и иллюстраций лучше сочетать с последующей практической работой, особенно на занятиях тематического рисования. Так, при иллюстрировании сказки «Колобок» желательно показать детям рисунки зайца, волка, медведя и лисы, выполненные Е.И. Чарушиным. Эти иллюстрации являются высокохудожественными произведениями, которые адресованы специально детям. Добрыми и славными, добродушными и немного смешными изображает художник своих героев [2].
Перед рисованием на тему сказки Л.Н. Толстого «Три медведя», «Теремок» можно рекомендовать для показа рисунки Ю.А. Васнецова. В иллюстрациях этого художника животным приданы человеческие черты и одновременно подчеркнуты присущие каждому из них особенности.
Рисованию на тему «Зимние забавы» может предшествовать рассматривание серии картинок «Зимние развлечения детей».
Рассматривая картинки, можно использовать игровой прием, способствующий развитию у детей наблюдательности. Педагог задает вопрос: «Кто больше увидит на картинке?» – и тем самым вовлекает детей в своеобразное соревнование, помогая понять содержание иллюстрации.
Дошкольники при рассматривании картинок учатся не только узнавать в них знакомые предметы и правильно называть их, но и уточняют понятия о цвете, форме, величине и расположении этих предметов. Большую помощь в этом оказывает им образец – рассказ педагога [3].
Рассказ педагога должен быть по возможности живым, богатым по интонации, эмоциональным, выразительным. При проведении бесед рекомендуется использовать презентации, видеофильмы, так как с помощью проекционной аппаратуры можно получить крупное воспроизведение картины, что особенно важно для дошкольников. Там, где возможно, следует проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, а также к памятникам искусства, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.
Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми.
Список литературы
Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений среднего проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. – М., 2002.
Некрасова-Каратаева О. О природе детского рисования. – М., 2005.
4