РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка (В.А. Сухомлинский). Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко внесли большой вклад в исследование данной проблемы.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.

Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. По словам Л.С. Выготского, «первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека» [1]. Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в рисовании и других видах творчества.

В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые [3].

Декоративное рисование близко и понятно ребенку красочностью, простотой композиции, наиболее доступно для развития творческого воображения. В декоративном рисовании задачи развития творческого воображения ребенка решаются в рисование разных орнаментов с помощью красок, карандашей на листе бумаги, на объемных изделиях из глины, папье-маше, сконструированных из бумаги. Дети усваивают цвет, распознают геометрические фигуры, учатся располагать узор на листе бумаги, что способствует сенсорному воспитанию дошкольника. Присутствует творческая переработка представлений.

Итак, развитие специальных изобразительных способностей помогает ребенку свободно проявлять индивидуальность в творчестве. От степени развитости чувства цвета, формы, композиции зависит процесс создания художественного образа, его выразительности. Цветовой колорит, гармония красок, оригинальность очертаний линий, форм, силуэтов, разнообразие композиционного построения в декоративных и сюжетных работах придают индивидуальность детским рисункам, лепке, аппликации. Детское творчество надо рассматривать как универсальную способность, которая обеспечивает развитие личности ребенка. Создание благоприятных педагогических условий будет способствовать этому процессу.

И так, необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Декоративное рисование может быть успешно использовано в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развития на занятиях декоративного рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; выразительные средства живописи. Проводя эту работу, у детей повышается уровень творческого воображения. Дети очень охотно включаются в игровые ситуации, у них повышается интерес к рисованию, творческому воображению.

Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (конструированию, лепке, изобразительной деятельности) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития.

Список литературы

  1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества /Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – стр. 32-38.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2012. – 368 с.

  3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие /Л.С. Коршунова. – М.: Педагогика, 2010. – 246 с.

4

Просмотров работы: 744