ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На первом этапе творческой деятельности старших дошкольников созданию образа помогает целый ряд компонентов: речь, игра, звукоподражание. Постепенно дети приобретают умение передавать форму предмета. Ребёнок начинает понимать, что можно передавать в лепке образы предметов и какие-то явления. В процессе лепки комок глины в руках ребенка приобретает роль определенного предмета: он может по нему похлопать ладошкой, надавить пальчиком, двигать по столу, гудеть, изображая машину, самолет. Поэтому в лепке основным будет восприятие формы, в то время как в рисовании ребенок видит, прежде всего, линию, цветовое пятно.

Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческой активности детей. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию) [1].

Говоря о лепке, имеется ввиду изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Творческим процессом может являться создание ребёнком даже самых простых скульптур. Во время работы с глиной или пластилином ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

На занятиях по лепке перед педагогом ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество и многие другие качества.

На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы [2].

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке.

В работе с детьми используют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная. В предметной лепке дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели, пластической формы. В сюжетной лепке обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения, дети выполняют развернутые сюжеты. Декоративная лепка позволяет учить детей сначала обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Работа над декоративной пластикой учит детей обращению с инструментом, различными приемами лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства.

Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от становления художественно-образного видения при лепке. В чем же проявляются предпосылки творчества у детей старшего дошкольного возраста? Н.П. Сакулина пишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка [4].

В раннем возрасте непосредственность детских реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах эстетического восприятия. Поэтому важно, чтобы в процессе лепки ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образы предметов, явлений окружающего формой.

Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто их передаче. Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в лепке присущие предметам свойства: форму, строение. Красота и выразительность зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции. Не только интерес к содержанию лепки побуждает детей выполнять ее лучше, стремиться к достижению выразительности образа – большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, – задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности.

Таким образом, лепка как вид изобразительной деятельности в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Список литературы:

  1. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – СПб.: М., 2003.

  2. Николаева Е.И. «Психология детского творчества» – СПб.: Речь, 2006.

  3. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. «Художественная одарённость детей, её выявление и развитие» – Дубна: Феникс, 2006.

  4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 2008.

4

Просмотров работы: 917