Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, то есть умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать). Итак, конструктивные умения –это:умение узнать и выделить объект (видеть существенное, то есть умение абстрагироваться);
умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
Многие ученые считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ (главная концепция гештальтпсихологии). Здесь проявляется мгновенный характер мышления, в основе которого лежит озарение. Вертгеймер называет это творческим мышлением, где происходит переконструирование прежних образов при решении проблемных задач.
Исследованием данной темы занимался такой ученый,как Вертгеймер М.
Оригами является посредником между художественным и научным постижением мира. Он служит средством развития различных психических процессов, в том числе и конструктивного мышления.
Таким образом, особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности, «конечным продуктом» которого является конструкция – основа, называется конструктивным мышлением.
Конструктивное мышление направляется желанием, стремлением дойти до истины, обнаружить структурное ядро, перейти от неопределенного отношения к ясному видению. Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек, уровень обобщения высок, что сама собой направляет на исследование.
У детей старшего дошкольного возраста более или менее развиты все виды мышления, наиболее значимую роль играют образное и схематическое мышление, поэтому их необходимо исследовать в первую очередь. Но, мы исследуем не просто мышление, а во взаимосвязи с конструированием. То есть конструктивное мышление. Дело в том, что мышление – это процесс не однородный, он проходит несколько этапов в своем развитии, состоит из многих операций. В связи с этим необходимо разобраться, какое качество мышления необходимо исследовать и какие методики лучше всего использовать при диагностике конструктивного мышления.
Детей необходимо учить мыслить через создание проблемных ситуаций и решение проблем, но проблемный материал должен быть разнообразным, не однотипным. Проблемные ситуации для дошкольника создаем не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении ситуационных задач. Они оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносят много пользы детям.
Конструирование фигурок оригами направлено на создание игрового образа путем складывания листа бумаги в определённой последовательности. В играх оригами открывается возможность развития конструктивного мышления, ребенок осваивает обобщённые способы создания конструкций, что позволяет ему, комбинируя разные способы, создавать конструкции творческого характера.
Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи.
До начала работы с бумагой полезно выполнить подготовительные упражнения «Пальчики здороваются» и «Здравствуйте ручки».
Первый подготовительный этап обучения детей технике оригами состоит в том, чтобы сформировать у детей установку на предстоящую конструктивно-игровую деятельность, (закрепить и обобщить уже имеющиеся знания для осуществления творческой конструктивно-игровой деятельности). Чтобы привлечь внимание детей к новым видам изделий оригами, за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организовывается небольшая выставка образцов предстоящей работы. Показывая игрушки-оригами, обращается внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой.
На втором этапе необходимо детей познакомить с бумагой, её свойствами, видом, назначением. Использование проблемных ситуаций с игровым персонажем, который предлагал, например, из салфетки смастерить яхту, а из картона – сложить прочный самолёт. А дети помогали герою подобрать бумагу для разных целей и объясняли этот выбор.
На занятиях, прежде всего, необходимо провести беседу с детьми, объяснить с какой целью и для чего они будут выполнять ту или иную игрушку (для игры, как подарок малышам, близким). Важно использование индивидуального показа нового приема, способа действия.
Игрушки, выполненные в технике «оригами» возможно, включать в сюжетные игры детей. Например, для игры в пароход, с детьми можно сделать много дополнительных предметов: рупор, часы, бинокль, сумочку для врача, спасательные круги, якорь и тому подобное.
С.В. Соколовой [6,7], мастером отечественного оригами, даны некоторые рекомендации педагогам для занятий с детьми старшего дошкольного возраста:
прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей;
перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определенного цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры;
складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра;
материал по оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии. Сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом [8,9].
Складывание сопровождается пояснением, точно ориентирующим действия, или в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.
Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженное – сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название – «мороженное», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми.
Сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол.
Само же мороженое можно «слизнуть», немного опустив уголок.
Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» (другие названия, заготовки «конверт», «письмо») следует представить, что плоскость квадрата – блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла.
Для этого следует подвести (опустить) к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата – «поздороваться», а не заходить один за другой – «не наступать друг другу на ноги», иначе уголки «поссорятся» и фигурка не получится.
При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам-сгибам.
Таким образом, дети активно включаются в работу, с радостью, с удовольствием. Оригами, одно из направлений детского творчества развивающее конструктивное и целесообразное мышление.
Список литературы
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. /общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. – М.: Прогресс, 1987.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 144 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М., 2000.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. / Худож. А.Ю. Долбишева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
Лыкова И.А. Летняя мастерская. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. – 2006. – №7. – С. 79.
Соколова С.В. Игрушки из бумаги. Оригами: Дидактическое пособие для развития моторики и мышления. ООО «Умка», ООО «Астрель». 2004.
6