Инновационная инфраструктура включает в себя комплекс материально-технических и сервисных объектов: бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования, инжиниринговые центры и центры прототипирования, испытательные центры, центры метрологии, сертификационные центры, особые экономические зоны технико-внедренческого типа, инновационные территориальные кластеры, технологические платформы, нанотехнологические центры [3, 4, 5].
Другая функция ИИ призвана решать задачи снижения рисков частных инвесторов и предпринимателей, действующих в наиболее технологически сложных видах экономической деятельности, повышения эффективности инвестиций, содействия в получении финансовой и экспертной поддержки [6, 7].
Выделяют два основных направления взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры:
оказание финансовой поддержки в реализации инновационных проектов, которые могут быть в форме грантов, либо участия в уставном капитале портфельных компаний, предоставления кредитов.
оказание нефинансовой поддержки инновационной деятельности, включает в себя предоставление поддержки на начальных стадиях, в том числе через развитие объектов инновационной инфраструктуры [8].
Следует отметит то, что объектами инновационной инфраструктуры решается небольшая часть возникаемых проблем, и благоприятное развитие инновационной деятельности (ИД) не может быть поставлено только в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры [9]. Для своего успешного функционирования, ИИ должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу.
В Таблице 1 отражаются элементы, из которой состоит инновационная инфраструктура.
Таблица 1
Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика
Составляющие ИИ |
Вид организации |
Производственно технологическая составляющая |
|
Консалтинговая составляющая |
|
Финансовая составляющая |
|
Кадровая составляющая |
|
Информационная составляющая |
|
Сбытовая составляющая |
|
Производственно-технологическая инфраструктура необходима для того, чтобы формировать условия для допуска небольших компаний к производственным ресурсам. К ней относятся инновационно-технологические центры, технопарки, технологические кластеры и др. [10, 11].
За последнее десятилетие создание и развитие технопарков стало высоко актуальным направлением. На данный момент на территории РФ создано более 100 технопарков. Технопарки в сфере высоких технологий очень активно создаются и развиваются на территории разных республик и городов страны, например, Республики Татарстан, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и тд.
Основной отличительной чертой технопарка от инновационно-технологических центров и технологичесских кластеров является сдача собственных площадей инновационным компаниям на наилучших условиях, нежели просто платная аренда. Помимо аренды, здесь на льготных условиях предоставляется набор совместных услуг (секретарские, бухгалтерские и юридические услуги и т.д.). Опыт работы технопарков показывает правильность и корректность стратегии, и ее высокую отдачу. Помимо всего этого, благодаря технопаркам, с помощью обмена информацией и навыками между разными организациями появляются свежие планы и инновационные решения. Создание технопарков реализуется через обустройство территории, оснащенной нужными коммуникациями и производственной инфраструктурой, где небольшие компании (малые предприятия) имеют возможность изначально арендовать, а в дальнейшем при наличии достаточного количества средств, купить производственные площади. На данный момент существуют следующие виды технопарков: это университетские, региональные отраслевые технопарки, сетевые, и технопарки на базе наукоградов [12, 13].
Можно сделать вывод, что основополагающими целями технопарков являются сосредоточение перспективных инновационных компаний не зависимо от их размеров, предоставление финансовой поддержки и продвижение инновационных проектов, а также коммерциализацию научных разработок.
Консалтинговая инфраструктура – это совокупность консалтинговых организаций. ИД имеет большое количество специфичных отличительных черт, знание которых приобретается исключительно с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таковых компаний практически всегда бывает низка.
Поэтому обеспечивание доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым и т.д.) является одним из инструментов повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.
Инфраструктура подготовки кадров. Если подробнее рассмотреть проблемы, связанные с подготовкой кадров, то можно отметить целый комплекс проблем в данной области. Нарастают проблемы с кадрами, занимающихся исследованиями и разработками, также существует проблема недостатка среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой организаций, выпускающих инновационную продукцию является старение кадров, которые являются носителями очень важных и ключевых технологий. Без поступления компетентных молодых специалистов, используемые технологии могут быть частично утеряны. Но благодаря инфраструктуре по кадрам, сотрудники технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д. компетентны в вопросах инновационной деятельности, и поэтому кадровая проблема частично решается.
4. Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области имеется достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети.
5. Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных организаций (как малых, так и крупных) к финансовым ресурсам. В наши дни существует достаточно немало денежных инструментов, но статистические исследования говорят нам, что основным источником финансирования становления и развития у инновационных промышленных компаний считается их собственные не заёмные средства. Банковский кредит в нашей стране по сей день остается очень дорогостоящим и не выгодным для развития инновационной деятельности. Ресурсы госбюджета доступны, как правило исключительно для больших госкомпаний. Но все же государство ежегодно увеличивает финансовую поддержку в пользу компаний с инновационной деятельностью.
6. Сбытовая инфраструктура. Сбыт является одним из ключевых факторов конкурентоспособности современной организации. Большая их часть не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего отсутствует активная работа по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей. Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки [8].
Для правильного пути развития инновационной инфраструктуры и достижения всех поставленных государством целей, также стоит отметить, что необходимо создание эффективного механизма правового регулирования инновационных отношений между субъектами и объектами инновационной деятельности.
Особенностью инновационной деятельности является то, что в нее входят инновационные субъекты, такие как технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д.
Научные и технологические парки (технопарки) являются более совершенными формами организации ИД. Такая организационная форма инновационной деятельности, как технопарк, распространена в правовых системах зарубежных стран. В законодательстве РФ не дано определение термина «технопарк». Вопросы о принятии федерального закона о технопарках в России многократно поднимались. Приказом Министерства связи от коммуникаций РФ от 3 сентября от 2009 г. No111 был утверждены члены состава рабочей группы по вопросам подготовки проекта ФЗ «О технопарках». Однако, по сей день так и не был принят. Распоряжением Правительства РФ No328-р от 10 марта 2006 г. одобрена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Согласно этой программе технопарк в сфере высоких технологий представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, организаций и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды в целях инновационной политики субъектов инвестиционно-строительной деятельности [14].
Следующим субъектом ИИ, стимулирующим ИД, является бизнес-инкубатор. Создание бизнес-инкубаторов – один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства. Наиболее значимым юридическим вопросом является вопрос о создании бизнес- инкубаторов. Создание бизнес-инкубаторов сопровождается финансовой помощью со стороны государства. Например, В США около 75% всех инкубаторов – это некоммерческие организации, которые поддерживаются местными органами власти, высшими образовательными учреждениями или местными компаниями, но стоит отметить, что сейчас произошел сдвиг в пользу коммерческих инкубаторов. В России бизнес-инкубаторы, как правило создаются как некоммерческие организации, учредителем которых выступает государство в лице своих тех или иных органов. Вопрос об организационно-правовой форме бизнес-инкубаторов является открытым и не решен на законодательном уровне, поэтому вариация организационно-правовых форм бизнес-инкубаторов разнообразна [15, 16].
Стоит отметить, что дальнейшую реализацию инновационной деятельности невозможно представить без субъектов ИИ. Субъекты ИИ по своей сути должны активизировать ИД путем создания благоприятных условий для реализации ИД. Правовой статус субъектов ИИ законодательно до конца не урегулирован, за исключением наукоградов, поэтому вопрос юридического регулирования остаётся актуальным и по сей день, и решение данной проблемы в будущем может поспособствовать привлечению большему количеству инвестиций, что непосредственно повлияет на развитие ИД на территории РФ.
Подведя итог, можно сделать вывод о том, что инновационная инфраструктура необходима для создания благоприятных условий работы и дальнейшего развития инновационной деятельности нашей страны. С точки зрения нормативно-правового регулирования можно утверждать о том, что есть ряд проблем и ошибок в нынешних законодательствах и правовых документах об инновационной инфраструктуре, что самом по себе тормозит ее развитие, но при этом не стоит забывать и о том, что со стороны государства идет полноценная работа над решением данных проблем.
Список используемых источников
1. Инновационно-инновативное развитие России. Асаул А.Н., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К.
А. Н. Асаул, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. СПб.: СПбГАСУ, 2008. – 192с.
2. Новодацкий С.С. Инновационная инфраструктура России // Проблемы предпринимательской и инвестиционно-строительной деятельности: материалы XVII научно-практической конференции под ред. заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного строителя РФ, д-ра экон. наук, профессора А.Н. Асаула. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПЭВ», 2015.
3. Асаул А.Н. Концептуальная основа региональной политики поддержки научно-технических парков // Экономическое возрождение России. 2005. № 3. С. 3-7.
4. Асаул, А.Н., Иванов, С.Н. Организационно-экономическая модель сетевой информационной системы регионального инвестиционно-строительного комплекса // Экономическое возрождение России. 2010. № 3. С. 43-55.
5. Асаул А.Н., Денисова И.В. Интеграция строительных фирм в форме сетевых индустриальных организаций // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2001. № 1. С. 61.
6. Асаул А.Н., Заварин Д.А., Иванов С.Н. Основные препятствия развитию инновационной активности в инвестиционно-строительной сфере // Фундаментальные исследования. 2015. № 4-0. С. 180-184.
7. Зейниев Г.Я., Агеев С.М., Асаул А.Н., Лабудин Б.В. К вопросу эффективности новых технологий рекострукций зданий и сооружений // Промышленное и гражданское строительство. 2009. № 5. С. 55-56.
8. Комлев Алексей Сергеевич Инновационная инфраструктура России // Вестник ВУиТ. 2013. №4 (22) С.19-28.
9. Асаул А.Н. Высокотехнологический комплекс: определение экономического роста страны // Экономическое возрождение России. 2008. № 3. С. 3-7.
10. Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе // Асаул А.Н., Грахов В.П., Кощеев В.А., Чибисов И.Е. Санкт-Петербург, 2005. Сер. Экономическое возрождение России.
11. Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России. 2010. № 1. С. 4-9.
12. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Асаул А.Н., М.П. Войнаренко, И.В. Крюкова, П.Б. Люлин; под ред. А.Н. Асаула. − 5-е изд., перераб. и доп. − Москва: Проспект, 2016. -400с.
13. Организация предпринимательской деятельности (учебник). Асаул А.Н. // Успехи современного естествознания. 2010. № 10. С. 105.
14. Грахов В. П. Принятие интегративных управленческих решений в условиях трансформационного развития строительства должно базироваться на инновационной парадигме // Саморазвитие, самоуправление и трансформационные изменения в инвестиционно-строительной сфере: материалы XV Международной научной конференции под ред. заслуженного деятеля науки РФ, заслужен¬ного строителя РФ, д-ра экон. наук, профессора А. Н. Асаула. Т. 2. СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. — 432 с.
15. А. Н. Асаул, В. П Грахов. Маркетинг-менеджмент в строительстве. СПб.: «Гуманистика», 2006.– 248 с.:
16. А. Н. Асаул, В. П. Грахов. Интегративное управление в инвестиционно-строительной сфере / под ред. д. э. н., профессора, Заслуженного строителя РФ А. Н. Асаула. -СПб.: «Гуманистика», 2007. - 248 с.
7