Имидж предприятия – это восприятие, оценка и понимание организации разными общественными группами, основывающийся на информации о деятельности предприятия, а также личных контактах, средствах массовой информации, сообщениях и слухах. Благоприятный имидж предприятия общественного питания – одно из его основных конкурентных преимуществ. Именно поэтому формирование успешного имиджа организации достигается с помощью применения новейших инноваций и технологий, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке.
Создание имиджа – это трудоемкая работа специалистов в сфере маркетинга, дизайна, рекламы, психологии, PR-менеджеров. Четко продуманный имидж организации формирует благоприятный образ у потребителей услуг, который становится известным, желанным, узнаваемым и наделенным особым, отличающим его от иных предприятий, характером.
Актуальность темы исследования заключается в том, что формирование имиджа предприятия общественного питания оказывает влияние на его конкурентоспособность, финансовые показатели деятельности, а также на посещаемость и контингент потребителей услуг. Необходимо понимать, что восприятие имиджа предприятия общественного питания, как составляющая внешних показателей и факторов, к которым относятся: наружное оформление, красочные и броские вывески, реклама, давно устарело. На сегодняшний день понимание имиджа организации должно включать себя факторы, отражающие качество работы. Поэтому позитивный имиджа постепенно становится основным показателем процветания бизнеса предприятий, обеспечивающий стабильную прибыль.
В современном словаре иностранных слов термин «имидж» определяется как «целенаправленно созданный образ предмета, лица или явления, подчеркивающий конкретные ценностные характеристики и служащий для оказания эмоционального, а также психологического воздействия на какой-либо субъект или объект с целью популяризации и рекламы и так далее [3].
В «Словаре практического психолога» под редакцией С.Ю. Головина дается следующее определение: «Имидж – сформированный в общественном сознании эмоционально окрашенный образ кого- или чего-либо» [4].
В учебном пособии «Фирменный стиль в гостеприимстве», автор В.П. Скараманга, имидж трактуется как «инструмент достижения стратегических целей. По его мнению, это образ в представлении целевых аудиторий» [1].
В учебном пособии «Имидж и имиджмейкинг в современном мире» говорится, что: «Имидж – это образ, визуальная привлекательность, самопрезентация, конструирование образа для других» [5].
В учебном пособии «Имидж профессиональной деятельности» В. А. Дегтерев, А.Н. Галагузов и С.И. Глухих пишут, что: «Имидж – это моделируемое «отражение отражения», то есть образа, уже созданного специалистами на основании некой реальности. Это виртуальный образ, который включает в себя четыре компонента.
Первым компонентом является база, некоторый материал, заранее обработанный с той целью, чтобы максимизировать положительные стороны в соответствии с основными характеристиками оптимальной модели имиджа, который разработал имиджмейкер.
Следующий компонент – это избранная модель образа, накладываемая на заранее подготовленный материал.
Третьим компонентом являются искажения, которые вносятся каналами трансляции образа (в первую очередь средствами массовой информации), а также методами массового тиражирования.
Последний компонент – это итог личной психической усердной работы аудитории и отдельно взятого субъекта восприятия целостного образа в своем сознании на базе модели, навязываемой извне с учетом личных внутренних представлений» [7].
Исходя из приведенных выше определений, следует, что понятие «имидж» рассматривается в очень узких рамках и не отражается его комплексное значение. Для того, чтобы более подробно разобраться в термине «имидж» следует рассмотреть его функции. Функция означает активную форму проявления значения определенного термина. Имидж организации должен выполнять следующие функции:
1.Произведение необходимого (запланированного) впечатления. «Запланированное впечатление» в основном подчиняется цели, которая основана на корпоративной стратегии. Это может быть образ консервативной или же инновационной, узкоспециализированной или, напротив, расширяющейся в ассортименте фирмы. Это может быть как имидж «элитной», так и «доступной» организации.
2. Позиционирование себя на рынке. Позиционирование фирмы на рынке – в этом случае организация, которая осознала свою миссию на рынке и понимает, что и зачем она делает, в чем ее преимущества для потребителей, а также кто ее партнеры (включая поставщиков, клиентов и тех, кто участвует в производственной, сбытовой цепочке или же цепочке обслуживания).
3. Побуждение к действиям. Прежде всего, это наличие потребности в услугах и товарах данной организации»[8].
Именно по степени и характеру выполнения этих функций имидж может быть оценен как эффективный или неэффективный.
К задачам создания имиджа относятся: повышение популярности; поднятие эффективности рекламы и разного рода мероприятий по развитию кого-либо или чего-либо; повышение конкурентоспособности, поскольку в равных условиях конкуренция проводится на уровне сформированных имиджей» [8].
В структуру имиджа входят следующие 8 составляющих:
1. Образ субъекта: мнение групп общества касаемо уникальных характеристик: основные плюсы (пользы, обеспечиваемые успешным итогом программы); дополнительные плюсы, которые обеспечивают различные свойства (слоган, качество, реклама, дизайн и др.).
2. Образ потребителей: мнение о стиле жизни, статусе в обществе, психологических черт населения.
3. Внутренний имидж включает в себя мнение персонала об организации, где они работают, о лидере. Особенность внутреннего имиджа состоит в социально-психологическом и культурном климате.
4. Образ руководителя и окружения включает мнения об установках, психологических характеристиках, способностях, внешности и ценностных ориентациях.
5. Образ представляющей его структуры отражает обобщенный, собирательный имидж, который раскрывает характерные черты руководителя: наличие профессиональных знаний: быстрота и качество, аккуратность и осторожность при выполнении должностных обязанностей, четкость исполнения обязанностей, информированность и готовность ответить на любой появившийся вопрос, высокая квалификация и степень профессиональной подготовки; культура: доступность в общении, приветливость, грамотность речи, улыбчивость, психологические черты; социально-демографические и физические данные: пол, уровень образования, наличие или отсутствие дефектов физического характера, возраст; внешний (визуальный) имидж: деловой стиль одежды, аккуратность в прическе, ограничения или запреты в применении украшений, декоративной косметики, аксессуаров» [8].
В настоящее время большее количество предприятий общественного питания осознает, насколько важным фактором эффективного управления и развития бизнеса является позитивный имидж.
Развитие рыночных отношений и массовых информационных коммуникаций определили внезапный подъем значимости работ по формированию имиджа организации. Достижение положительного имиджа является главной целью управления предприятием Профессионально и качественно созданный имидж – это основа, на которой базируется репутация.
При анализе образа организации выявляется отношение потребителей к предприятию и к предлагаемым им товарам, услугам, что предоставляет следующие возможности:
– определитьсильные и слабые стороны марок товаров и образа фирмы;
– сравнить отношение к организации до и впоследствии создания образа. Сильный имидж предприятия и его товаров является доказательством того, что организация обладает неповторимой деловой хваткой, навыками и умениями, которые позволяют повысить ценность услуг и товаров.
Формирование сильного имиджа может дать такой экономический эффект, который, по мнению А.О. Блинова и В.Я. Захарова, часто недооценивается менеджерами российских организаций. Авторы в учебном пособии «Антикризисное управление» пишут, что: «При таком эффекте: потребители могут и готовы заплатить за образ фирмы высокую цену; он позволяет расширить часть рынка и увеличить количество продаж; в силу снисходительности потребителей он обеспечивает более высокую прибыль, так как снижает риски и с большим успехом преодолевает внезапно появившиеся препятствия; обеспечивает высокую норму возврата вложений, что очень значимо для инвесторов; обеспечивает доброжелательное отношение к организации всех заинтересованных лиц и групп, способствует нахождению новых сотрудников, акционеров, обеспечению общественной и государственной поддержки» [2, с. 182].
Повышение внимания к формированию и поддержанию сильного и благоприятно отражающегося на маркетинговое окружение имиджа предприятия общественного питания не случаен. Имидж является важным условием достижения предприятием стабильного и длительного делового успеха. Сильный имидж предприятия общественного питания дает эффект получения организацией некоторой рыночной силы, то есть приводит к понижению чувствительного отношения к цене.
Сильный имидж облегчает доступ предприятия к человеческим, финансовым, информационным и иным ресурсам. Управляя имиджем предприятия общественного питания, нужно четко представлять структуру имиджа организации и отличительные черты, характер психологических процессов формирования образа в сознании людей» [2, с. 193].
В статье «Значимость имиджа в деятельности организаций» говорится, что: «Организационный или фирменный имидж – это образ предприятия в представлении потребителей, группы общественности. Положительный образ повышает конкурентоспособность предприятия на рынке. Он притягивает партнеров и потребителей, ускоряет продажи и увеличивает их объем» [9].
Таким образом, изучив понятие и сущность имиджа, его задачи, структуру, а также изучив влияние имиджа на деятельность предприятий общественного питания, можно сказать, что имидж является важнейшим фактором, который способствует повышению конкурентоспособности данного предприятия на рынке и улучшению отношения потребителей, сотрудников предприятия, представителей власти и др. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание формированию максимально положительного имиджа, который будет благоприятно и эффективно воздействоватьна деятельность и перспективы дальнейшего развития предприятия, учитывая все нюансы.
Список литературы:
1. Скараманга, В.П. Фирменный стиль в гостеприимстве: Учебное пособие. – В.П. Скараманга, Б.Л. Немковский.- Российская международная академия туризма.- 2005 г.- 83 с.
2. Захаров, В.Я. Антикризисное управление: Учебное пособие. – В.Я.Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012. — 304 с.
3. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]/ Информационный портал. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/inyaz/i/imidzh.html свободный (дата обращения 05.03.2017г.).
4.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]/Информационный портал. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3815153/page:23/ свободный (дата обращения 05.03.2017г.).
5. Имидж и имиджмейкинг в современном мире: Учебное пособие. – 2013 г. [Электронный ресурс]/ Информационный портал. - Режим доступа: http://www.ronl.ru/uchebnyye-posobiya/psikhologiya/186957/ свободный (дата обращения 07.03.2017г.).
6.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. [Электронный ресурс]/ Информационный портал. - Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-19247.htm свободный (дата обращения 07.03.2017г.).
7. Дегтерев, В.А. Имидж профессиональной деятельности – В. А. Дегтерев, А.Н. Галагузов и С.И. Глухих.- 2012г. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-professionalnoy-deyatelnosti-spetsialistov-sotsialnoy-sfery-uchebnoe-posobie (дата обращения 08.03.2017г.).
8.Теоретические аспекты формирования имиджа предприятия [Электронный ресурс]/ Информационный портал. –Режим доступа: http://studbooks.net/658966/turizm/teoreticheskie_aspekty_formirovaniya_imidzha_gostinichnogo_predpriyatiya свободный (дата обращения 09.03.2017г.).
9.Значимость имиджа в деятельности организаций [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studopedia.su/6_9439_znachimost-imidzha-v-deyatelnosti-organizatsiy-gudvill.html свободный (дата обращения 09.03.2017г.).