ТРАКТОВКА СУЩНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРАКТОВКА СУЩНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Орлова А.В. 1, Сунцова А.В. 2, Являнская Я.С. 2
1НИУ "БелГу"
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопросы обеспечения безопасности общества возникали с самого начала его существования: сначала это была защита человека от сил природы, диких животных, набегов соседних племен, впоследствии она трансформировалась до состояния защищенности от опасных энергетических объектов, вредоносного программного обеспечения и др. С развитием и усложнением структуры общества и связей между его элементами увеличивается и спектр направлений реализации безопасности.

В целом следует признать наличие в нашей стране правовой системы обеспечения безопасности. Так, в Конституции Российской Федерации включены нормы, фиксирующие вопросы обеспечения безопасности. Например, согласно п. «м» ст. 71 оборона и безопасность относятся к ведению Российской Федерации, а Правительство РФ, в соответствии с п. «д» ст. 114, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности.

Реализуя положения Основного Закона страны, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» определяет ведущие принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ; полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.

Эффективная реализация политики в области безопасности невозможна без целеполагания, в связи с чем указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ, которая является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

В указанном документе четко прослеживается неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности России и социально-экономического развития страны.

Стратегия содержит концепцию видов безопасности, к которым относятся государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность, безопасность личности.

В связи с этим необходимо сформировать комплексное представление об экономической безопасности как элементе современной системы безопасности России.

Говоря об экономической безопасности, следует отметить, что данный термин используется в названии Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел РФ. Данное подразделение полиции является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, которое обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, касающейся выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Также в компетенцию ГУЭБиПК МВД России включается деятельность по обеспечению экономической безопасности в сфере совершения правонарушений. При изучении Уголовного кодекса РФ следует сделать вывод о единственном упоминании термина «экономическая безопасность» в ст. 281 «Диверсия» УК РФ, где говорится о целях «подрыва экономической безопасности и обороноспособности». При этом в тексте раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики» ни разу не встречается словосочетание «экономическая безопасность», хотя очевидно, что объектом посягательства во многих преступлениях, предусмотренных УК РФ, выступают в т. ч. и отношения по обеспечению безопасности в той или иной сфере российской экономики.

Одной из задач Кодекса РФ об административных правонарушениях является «защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений».

При этом экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. То есть выстроенная и функционирующая система производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Правонарушения в сфере экономики, негативно сказываются на экономической деятельности страны и тем самым влияют на ее безопасность, но не ограничиваются только ею.

Таким образом, узкое толкование термина «экономическая безопасность» в законодательных актах включает в себя противоправные деяния, причиняющие ущерб экономике. В связи с этим важной представляется выработка подхода к обобщенному понятию «экономическая безопасность» в прикладном значении для применения его в долгосрочных целях по обеспечению устойчивого развития страны, а не только для реализации задачи борьбы с правонарушениями.

Говоря о комплексности термина «экономическая безопасность», отметим, что в Военной доктрине РФ одной из основных задач Вооруженных Сил, других войск и органов в мирное время определяется обеспечение безопасности экономической деятельности РФ.

Нормативное закрепление термина «экономическая безопасность» встречается в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), которая была одобрена указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 6081. В ней не содержится понятийный аппарат. Предназначался данный документ для реализации осуществляемых в России экономических преобразований в ближайшие три - пять лет. В современных условиях по прошествии почти двадцати лет изменилось многое в характере и содержании угроз (геополитическая обстановка, политика сдерживания, терроризм, неравномерность мирового развития, сужение рынков сбыта, истощение природных ресурсов, разрыв между уровнем благосостояния стран, вооруженные конфликты, возникновение эпидемий, появление новых форм противоправной деятельности, неконтролируемая миграция, ухудшение окружающей среды, изменение социально-экономического состояния внутри российского государства и т. д.) все это требует разработки и принятия нового документа стратегического планирования в области обеспечения экономической безопасности, о чем заявлено в рамках деятельности Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере.

Важным аспектом экономической безопасности является то, что в современном мире «наряду с политическими, военными, информационными и экономические средства стали элементами геополитического соперничества и противостояния». Так, по мнению секретаря Совета Безопасности России Н. П. Патрушева, в политике США «Особое внимание уделяется подрыву российской экономики, в первую очередь финансовой системы нашей страны». Так не только защита экономических интересов выступает предметом рассмотрения указанного термина, но и возможность в зависимости от состояния элементов экономики использовать экономические меры как инструмент политики.

В свою очередь, для защиты национальных экономических интересов в России подготавливается и совершенствуется правовой инструментарий. Например, принят Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах», реализация положений которого содержится в следующих указах Президента РФ:

- «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» от 6 августа 2014 г. № 560;

- «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности РФ» от 29 июля 2015 г. № 391;

- «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов РФ при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию РФ» от 1 января 2016 г. № 1.

Стратегия национальной безопасности РФ 2015 г. указывает на главные стратегические угрозы в области экономики:

1) низкая конкурентоспособность;

2) сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

3) отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;

4) незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;

5) уязвимость ее информационной инфраструктуры;

6) несбалансированность национальной бюджетной системы;

7) регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;

8) ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;

9) прогрессирующая трудонедостаточность;

10) сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений;

11)незаконная миграция;

12) неравномерное развитие регионов;

13) снижение устойчивости национальной системы расселения5.

Важность экономической безопасности, по нашему мнению, заключается в том, что она способствует качественному обеспечению всех других видов безопасности. Поэтому тезис о взаимосвязанности и взаимозависимости всех видов безопасности должен быть положен в основу системы национальной безопасности России.

Необходимо определиться с самим понятием «экономическая безопасность». Толковый словарь С. И. Ожегова определяет безопасность как состояние, «при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»6. Опасность же - это «способность причинить какой-нибудь вред, несчастье».

Стратегия национальной безопасности РФ определяет национальную безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ.

При этом экономическая безопасность сама по себе не регулирует хозяйственные процессы, она только дает возможность экономике быть устойчивой к внешним и внутренним угрозам и иметь потенциал развития.

В теоретических взглядах выстроился подход к представлению экономической безопасности в зависимости от объема в широком и узком смысле. Узкое понимание включает только противоправные деяния, совершаемые в экономической сфере. Расширенная точка зрения ученых основывается на том, что экономическая безопасность - это комплексное состояние защищенности экономики, позволяющее ей функционировать и развиваться, несмотря на внешние и внутренние угрозы.

Так, например, Е. Н. Колесникова предлагает понимать под экономической безопасностью состояние субъектов всех уровней экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие на основе контроля над состоянием и использованием всех видов ресурсов в целях их приращения.

Поэтому в качестве вывода хотелось бы отметить необходимость принятия адекватной современным угрозам Стратегии экономической безопасности РФ, определяющей в т. ч. понятийный аппарат, имплементированный в единую систему национальной безопасности и социально-экономического развития страны, в рамках которого возможно было бы выстраивать систему обеспечения защиты институциональных основ.

Таким образом, используя положения Стратегии национальной безопасности РФ, термин экономическая безопасность можно трактовать как процесс взаимодействия всех структур власти по достижению состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается устойчивое развитие, конкурентоспособность государства с целью реализации национальных интересов.

Литература

1.Конституция Российской Федерации (официальный текст) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. 1Ж1-: http://www.pravo.gov.ru.

2. Колесникова Е. Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность? / Е. Н. Колесникова // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 2. С. 172. Экономики страны и экономических интересов личности, общества и государства.

3. Кто управляет хаосом: интервью секретаря Совета Безопасности России Н. Патрушева // Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс]. - URL: http://rg.ru/2015/02/11/patrushev.html.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1992. – С. 960.

5. Орлова А.В. Эволюция понятия экономическая безопасность. // Современная экономика: проблемы и решения. – 2012. – С. 80-88.

Просмотров работы: 334