Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития. Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от качества продукции. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, а также темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.
Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов. Сегодня в Россию поступает много товаров и продуктов со всего света не всегда хорошего качества, поэтому нашим предпринимателям необходима информация и контроль, чтобы уберечь покупателей от некачественных товаров. Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.
Поэтому качество - это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.
Качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. Это очень важный показатель, ведь именно благодаря этому предприятие может уверенно чувствовать себя на рынке. Чем выше качество продукции, тем конкурентоспособнее предприятие. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.
Рыночные отношения, к которым стремится наше общество, нельзя представить без конкуренции. Конкуренция представляет собой экономическое соперничество предприятий на рынке за предпочтение потребителя с целью получения большей прибыли. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.
Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Задача повышения качества приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности. Причинами необходимости повышения качества продукции являются: повышение требований научно-технического прогресса, ужесточение требований к свойствам и характеристикам продукции, особенно к надежности, долговечности, сохраняемости, безотказности, эстетичности, экономичности в эксплуатации.
Оценка качества и конкурентоспособности продукции — обязательно условие успешной работы предприятия
Оценка качества и конкурентоспособности продукции на данный момент является очень важным показателем, который характеризует функционирование производственного предприятия в жестких условиях рыночной экономики. Вполне естественно, что конечная цель работы любого предприятия — это получение как можно большей прибыли. Но достигнуть поставленной цели возможно только в том случае, если выпускать конкурентоспособную продукцию, которая проходит систему менеджмента безопасности пищевой продукции и в которой заинтересованы потребители. Но дело осложняется тем, что на рынке работает много предприятий, которые производят аналогичную продукцию, и потребители вправе самостоятельно решать, какому из них отдать предпочтение. Стоит обратить внимание на ту компанию, где система менеджмента качества соответствует самым высоким стандартам. Так как для того чтобы полностью реализовать товар, он должен быть более высокого качества, чем у конкурентов, то есть, быть конкурентоспособным. И именно это является основным условием реализации любых товаров.
Улучшение качества продукции требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда.
Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы Национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации.
Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом.
Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения иавторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.
В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами. Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов.
В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что выпуск качественных и конкурентоспособных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей, что способствует развитию предприятия, так и экономики страны.
Список Литературы
Головачев А. С. Конкурентоспособность организации [Текст] / А.С. Головачев // Вышэйшая школа, 2012. - 320 c.
Квасникова В. В., Жучкевич О. Н. Конкурентоспособность товаров и организаций [Текст] / В.В. Квасников, О.Н. Жучкевич // Практикум; Инфра-М, Новое знание, 2013. - 192 c.
Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства [Текст] / Е.И. Кузнецова // Юнити-Дана, 2012. - 240 c.
Парамонова Т. Н., Красюк И. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли [Текст] / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк // КноРус, 2010. - 120 c.
Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность [Текст] / Т.Г. Философа, В.А. Быков; Юнити-Дана, 2008. - 296 c.