КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Голда К.С. 1
1Южный федеральный университет, Институт нанотехнологий, электроники и приборостроения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Со второй половины XX в. особое внимание было обращено на различные аспекты коммуникации в науке, которые рассматриваются в работах Г.С. Батыгина, В.Ж. Келле, М.Г. Лазара, И.А. Майзеля, Е.З. Мирской, Э.М. Мирского и др. Несмотря на то, что коммуникация в науке является обязательным условием функционирования и развития науки, предметом основательного изучения научная коммуникация стала в конце XX в. В содержательном плане коммуникация в науке представляет собой «совокупность различных видов профессионального общения, а так же взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов в научном сообществе, обусловленный соответствующими социокультурными условиями, принятыми в культуре» [1, с. 57 – 58].

Анализируя коммуникацию в науке с этической стороны, следует отметить, что понятие «этос науки», обозначающее совокупность моральных норм, принятых в научном сообществе, ввёл американский социолог Р. Мертон. Данное понятие включает совокупность следующих норм: «1. Коммунизм – результаты исследований принадлежат всему научному сообществу и должны быть сразу опубликованы. 2. Универсализм – оценка результатов исследований должна производиться объективно, невзирая на личностные особенности. 3. Незаинтересованность – исследователи должны быть заинтересованы исключительно в познании истины и защищены от вне научных интересов. 4. Организованный скептицизм – долг ученого критично оценивать любое свое и чужое суждение» [2, с. 212]. Отклонения от этих норм приводят к деградации научного сообщества и снижению качества получаемого знания.

Следует отметить, что правила, регулирующие поведение в науке, не имеют статуса юридических законов. Их действенность связана с ориентацией членов научного сообщества на определённый комплекс ценностей и норм, который характерен для этого социального института [3, с. 11 – 28]. Нормы выражаются в форме позволений, запрещений, предписаний, предпочтений и т.п. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером, и подкрепленные санкциями, составляют исторически сложившийся «этос науки», который является образцом профессионального поведения. И говоря об этических нормах, которым должен следовать ученый, Кант отмечает: «Если существует наука, то это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» [4, с. 314].

Таким образом, научная коммуникация – абсолютно необходимый способ обмена идеями, свежей информацией между участниками научного процесса, она происходит на всех этапах научного цикла. Так как этика основана на нравственности, а нравственность – это часть нашей внутренней сути, в которой каждый из нас имеет концепцию того, что правильно и неправильно, поэтому наше поведение в контексте правильно/неправильно – это продукт напряжения и трений между тем, кто мы есть как индивидуумы, и нормами, установленными в обществе. Этические нормы требуют соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе. Чтобы выявить и осмыслить этические нормы, необходимо определить основные моральные качества личности, которые проявляются в общении. Они связаны, с одной стороны, с индивидуальными особенностями общающихся, а с другой – с воспитанием и культурными традициями, освоенными ими. Однако практически во всех культурах к моральным ценностям относят честность, правдивость, уважение к другим, заботу о них, справедливость, доброту, доброжелательность, искренность, образованность и др. [5].

Литература

  1. Яскевич Я.С. Методология и этика в современной науке: поиск открытой рациональности: учеб.-метод. пособие/ Я.С. Яскевич. – Минск: БГЭУ, 2007.

  2. Воденко К.В. Социальная ответственность ученого и этос современной науки ВЕСТНИК ЮРГТУ (НПИ). 2011. №1. С. 210 – 215.

  3. Мирская Е.З. Р.К.Мертон и этос классической науки // Философия науки и техники. Выпуск№1 / том 11 / 2005. С. 11 – 28.

  4. Кант И. Из лекций по этике. Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1990.

  5. Мирская Е.З. Новые коммуникационные технологии в современной академической науке // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Международный ежегодник. Вып. ХV. – СПб.: Нестор, 2000.

Просмотров работы: 443