Захлебным А.Н. дана содержательная характеристика современного этапа экологического образования:
1) Воспитательным вектором на новом этапе объективно становятся идеалы и ценности устойчивого/сбалансированного/биосферосовместимого развития общества и природы.
2) Соответственно, в содержании экологического образования, неизбежно происходит смещение приоритетов с изучения природных систем на изучение экологии человека и его общественной деятельности.
3) Объективно и в структуре содержания происходит смещение акцента с предметного на интегрированный, социально-проблемный характер экологического образования.
4) Средством обеспечения этих процессов выступает внедрение новых парадигм в систему общего образования в нашей стране:
- опережающий, проектный характер (в т.ч. экологического образования)
- деятельностная педагогическая парадигма, направленность её на развитие мышления учащихся, достижение компетенции выпускников (в т.ч. экологической)
- критериальный подход к оценке планируемых результатов [10, с. 18-19].
Гринёва Е.А. в работе « Формирование экологической культуры младших школьников» отмечает, что целью экологического образования и воспитания являются: формирование экологического сознания, культуры общества и личности и коррекция научной картины мира и естественнонаучного мировоззрения. Экологическое образование должно стать системообразующим компонентом всего образовательного процесса, определяющим его стратегические цели и ведущие направления, создающим интеллектуальную, нравственную и духовную основы школы будущего. Учитель приобретает новую социально-педагогическую функцию – воспитание личности с новым экологическим типом мышления, убежденностью и необходимости сохранения природы как высшей жизненной ценности, владеющей мировоззренческими, экологическими идеями, понятиями, их социально-педагогическими аспектами, со сформированным субъектным опытом поведения в природе [4, с. 10-11].
Экологическое воспитание должно занимать одну из ведущих позиций в системе образования. Детям с юного возраста должно прививаться бережное отношение к природе и принципы экологически грамотного поведения.
На государственном уровне экологическое воспитание так же является одной из важных задач. В Законе РФ «Об образовании» [9], Указе правительства «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию» [8] экологическое воспитание рассматривается как основа экологической культуры.
Важным условием, обеспечивающим эффективность экологического образования, является реализация принципиального положения - непрерывность.
В данной статье рассмотрим реализацию этого положения в системе дошкольное – начальное – основное образование.
У ребенка дошкольного возраста наиболее яркие впечатления о знакомстве с природой. В данном возрасте в его сознании активно формируется основа экологической культуры. Помочь в изучении аспектов экокультуры должны взрослые, которые сами обладают достаточной экологической грамотностью. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников [1, с. 23].
По материалам Дикаревой Н. М. [5] составлена таблица основных форм экологического воспитания дошкольников.
Таблица 1
Основные формы экологического воспитания дошкольников
Занятие |
Позволяют ознакомить детей с природой |
Походы и экскурсии |
Позволяют в естественной среде ознакомить детей с объектами и явлениями природы |
Экологические праздники и досуги |
Праздник взывает у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание |
Ознакомление детей с природой в повседневной жизни |
Позволяют ознакомить детей с природными явлениями и процессами, которые протекают длительное время |
Элементарная поисковая деятельность детей |
Самостоятельное открытие детьми новых знаний о природе |
Из таблицы 1 следует, что формы экологического воспитания дошкольников многообразны и важно их рациональное применение педагогом на практике.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. В качестве основных критериев роста следует назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром [7].
Из-за возрастных особенности младших школьников, необходимо предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, трудовой, исследовательской и творческой, используя при этом игровые приемы, чтобы поддержать интерес к экологии. Особую значимость имеют методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей.
Караченко Л.В. выделил следующие формы экологического образования младших школьников: урок окружающего мира, урок – экскурсия, урок-лекция, лабораторное занятие, тематический урок, контрольный урок, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-исследование, урок-игра, урок-викторина, урок-КВН, урок-спектакль, урок мудрости, урок откровения, урок-праздник, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников, урок-творческая фантазия, экологический праздник, урок-путешествие, урок-сказка, урок-интервью, дуэли, турниры, конкурсы, эстафеты [6].
По мнению Гринёвой Е.А. одним из центральных моментов в реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования является создание проблемных ситуаций. Зачастую в предлагаемых ситуациях не может быть однозначной оценки и единственно правильного выхода. Ученик встаёт перед нравственным выбором, развивающим как нравственные суждения школьников, так и критичность его мышления, способность принимать собственные решения в сфере марали.
Использование ситуационных заданий в образовательном процессе позволяет развивать мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе, вырабатывать партнёрские отношения между учениками и педагогами.
В авторском пособии «Ситуационные задания и приёмы реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников» [3] предлагается следующая типология ситуаций: ситуации встречи с прекрасным, ситуации встречи с трагическим, ситуации встречи с необычным, ситуации сопротивления негативному [2, с 27-28].
При организации экологического воспитания старших школьников необходимо учесть активность их мышления, желание логически упорядочить и систематизировать учебный материал, стремление к поиску универсальных закономерностей и самостоятельному нахождению способов действия и решения проблем. Экологическое воспитание старших школьников должно иметь интерактивный характер.
Формы экологического воспитания старших школьников: творческие конкурсы, викторины, олимпиады, спектакли на экологическую тему и др.
Учащиеся старших классов могут организовать лабораторию на открытом воздухе. Экспериментально-опытная работа становится более сложной и многогранной, включающей множество аспектов. Расширяется сфера труда в природе. Ребята могут работать не только на территории школы, в пришкольном цветнике, огороде, но и оказывать посильную помощь в природоведческих питомниках, парках, ботанических садах и пр.
Учащиеся старших классов, участвуя в проектах, конференциях, конкурсах могут на специализированных сайтах, в журналах опубликовать свои отчёты в виде статей, докладов, презентаций, фото и видео отчетов. Для некоторых детей участие в данных проектах является определяющим при выборе профессии.
В заключение отметим, что исходя из сегодняшнего состояния окружающей среды, экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе образования. Непрерывность экологического образования формирует экологически грамотное поведение, что будет способствовать уменьшению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Список используемой литературы:
Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 3. - С. 23.
Гринёва, Е.А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина, О.А. Зотова // Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2013. – 77 с.
Гринёва, Е.А. Ситуационные задания и приёмы реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников / Е.А. Гринёва, Г.М. Денисова, Л.Х. Якупова // Учебное-методическое пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 119 с.
Гринёва, Е.А. Формирование экологической культуры младших школьников / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина // Учебно-методическое пособие. – М.: МПГУ, 2012. – 110 с.
Дикарева, Н.М. Формы и методы экологического воспитания дошкольников / Н.М. Дикарева [Интернет - ресурсы] – Режим доступа: http://dikareva.vos-ds15- dyuimovochka.edumsko.ru/folder/formy_i_metody_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkol_nikov (дата обращения: 8.03.2017.)
Караченко, Л.В. Формы экологического образования младших школьников / Л.В. Караченко [Интернет - ресурсы] – Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/761/960 (дата обращения: 12.03.2017.)
Мавлеткулова, Д.Т. Средства экологического воспитания младших школьников / Д.Т. Мавлеткулова, Н.А. Головнева [Интернет - ресурсы] – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/743/6915 (дата обращения: 8.03.2017.)
Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральный государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2011 года) / под ред. Е. А. Гринёвой. Ульяновск: УлГПУ, 2011. - 498 с.