ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Горчакова Т.В. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 20-30 гг. XX в. Л.С.Выготским и его школой уделялось большое внимание проблеме развития ребенка. Знаменательным трудом советского психолога, на который опирается дальнейшая наука, явилась культурно-историческая теория. Следуя идее общественно-исторической теории развития психики, автор совершает переход к рассмотрению социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В процессе формирования личности ребенка Л.С.Выготский разделяет две линии развития: естественное, физическое развитие с момента рождения и культурное, овладение общественными навыками, способами поведения (высшие психические функции). Важным отличием двух линий развития человека является уровень произвольности, а именно высшими психическими функциями люди могут управлять в отличие от натуральных психических процессов.

Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего эволюционного развития, выступают системы знаков-символов, однако знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания. Л.С.Выготский писал, что психические функции появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь. Дети усваивают знаки в процессе взаимодействия со взрослым и начинают переносить их для управления своей внутренней психической жизнью. Процесс интериоризации знаков позволяет формировать знаковую функцию сознания, способствующие развитию логического мышления, воли, речи, формирую тем самым психику детей.

Л.С.Выготский утверждал, что психическое развитие обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития, движущей силой которого выступает обучение. Процесс обучения объясняется как коллективная деятельность, организованное специальным способом общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, создают ближайшую перспективу развития ребенка.

Задержка психического развития накладывает отпечаток на разные стороны жизни ребенка. Одним из основных признаков ЗПР является недостаточное, ограниченное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими. Изучение патогенеза ЗПР у дошкольников определяется как темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.1

Задержка психического развития не только изменяет отношение человека к миру, но и отражается на его отношениях с другими людьми. Дефицит общения приводит к задержке в общем развитии речи, что отражается на развитии мышления; задерживается развитие игры, что является показателем замедленного социального развития, в частности взаимоотношений с другими детьми; подавляется эмоциональная сфера, в результате чего эмоции и чувства становятся невыразительными, замедленными, неадекватными, уменьшается резвость, естественная подвижность ребенка, появляется вялость, скованность2.

Содержательность общения у этой категории детей неодинакова. Есть среди них дети с ограниченными для своего возраста знаниями, с бедным опытом, недостаточными практическими умениями в играх, бытовых делах и творчестве. Но среди неуверенных, робких детей, которые изредка и мало высказываются в группе детского сада, есть дошкольники, которые в домашних условиях эти дошкольники с ЗПР, находясь в атмосфере любви и внимания близких, более разговорчивые, умелые, уверенные в себе. Но задержка психического развития и ограниченный опыт общения не дают возможности так же проявить себя и в отношениях с детьми в ДОУ. Без квалифицированной помощи взрослых, приводит к развитию комплекса неполноценности у такого ребенка. То есть, задержка психического развития вызывает социальный вывих личности3.

Задержка в развитии, создавая отклонение от стойкого биологического типа человека, вызывая выпадение отдельных функций, более или менее существенную перестройку всего развития на новой основе, по новому типу, нарушает нормальное протекание процесса включения ребенка в общую культуру. Следовательно, любой, даже незначительный дефект или отставание являются неблагоприятными факторами для личностного, творческого и социального развития ребенка4.

Относительно социализации ребенка с ЗПР важно учитывать по меньшей мере такие три составляющие, как личностное, межличностное и собственно социальное развитие. Объективное осложнение контактов ребенка с задержкой психического развития приводит к торможению социальных установок, он имеет сниженный фон настроения, склонность к замкнутости, повышенную раздражительность, негативные тенденции развития всех составляющих частей самосознания (представление о себе, отношение к себе, саморегуляция). Поэтому необходимой выдвигается задача создания условий для оптимизации социальной ситуации, которые стали бы основанием для актуального развития ребенка с ЗПР.

Развитие должно происходить на фоне позитивного социально-психологического окружения. Для ребенка должны быть найдены такие социальные структуры, которые полнее всего отвечают его индивидуальным особенностям.

Одним из средств для формирования позитивной социализации старших дошкольников с ЗПР является развитие творческих способностей детей в организованном особым способом пространстве.

В своих работах Л.С.Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, этот опыт представляет материал, которым располагает воображение. У дошкольников с задержкой психического развития этот опыт меньше, чем у нормально развивающихся дошкольников, у них снижена познавательная активность, ограничен (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированы пространственные и временные представления, бедный словарный запас, снижена потребность в общении, недостаточная целенаправленность, не замечают своих ошибок, недостаточно распознают эмоциональные переживания, не могут адекватно оценить результат.

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в старшем дошкольном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития.

Сведений о воображении детей с задержкой психического развития недостаточно, обобщающие работы выходят без таких разделов. (Ульенкова У.В.; Власова Т.А., Певзнер М.С.; Мачихина В.Ф., Цыпина Н.А.; Лебединская К.С.). Проблема развития творческого воображения у дошкольников с ЗПР в литературе освещена недостаточно широко, но можно предположить, что систематическое использование творческой деятельности будет оказывать комплексное положительное воздействие на когнитивное, личностное и социальное развитие ребенка. Изучением творческого воображения у детей с ЗПР занимались Медведева Е. А, Ульенкова У.В.

Творческое воображение тесным образом связано с различными сферами психического развития ребенка: познавательной деятельностью, собственной активностью ребенка во взаимодействии с предметным миром и социальным окружением. Творческий процесс активизирует не только когнитивной, но и эмоционально-нравственной сферы личности, способствует развитию социальной компетентности.

Творческое воображение у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста характеризуется следующими основными особенностями:

- наблюдается сниженный интерес к творческой деятельности, неспособность сформировать образы- представления.

- комбинаторные механизмы воображения не сформированы. Они ограничиваются только продукцией опорного материала.

- дети испытывают трудности в самостоятельном поиске средств выразительности образов персонажей.

- создание предметной среды не активизирует проявление творческого воображения.

- интерес к заданиям отсутствует.

Вышеупомянутые характерные черты детей с задержанным психическим развитием свидетельствуют о необходимости значительной социально-психологической поддержке взрослых5.

Согласно исследовательским данным для развития творческих способностей, которые будут оказывать влияние на позитивную социализацию дошкольников 5-6 лет развивающихся по задержанному типу нарушений необходимо создать специальные условия: максимально разнообразить и ввести вариативность работ на занятиях; включать нестандартное начало работы; привлекательность демонстрационного и раздаточного материала (данное условие успешно реализуется при использовании полисенсорной основы восприятия, которое способствует умственному, эстетическому, физическому и нравственному развитию дошкольника, которому необходимо увидеть, попробовать на вкус и запах, услышать, а потом интегрировать все эти образы воедино и создать целостную картину окружающего пространства); применение единичных, не повторяющихся заданий; предоставление возможности выбора; использование сюжетной ситуации на занятиях; создание ситуаций для воспроизведения полученного опыта – всё это позволяет активизировать процесс развития творческих способностей, получить положительные эмоции от процесса, самореализацию личности дошкольника [2, 7]. Однако требуется ведение этих условий систематически, на протяжении занятий всех специалистов.

Изучение литературы по исследуемой проблематике указывает на важность развития творческих способностей у дошкольников с ЗПР как одной из эффективных видов деятельности, в результате которой извлекаем не столько материальный продукт творчества, сколько процесс взаимодействия данной категории со сверстниками и взрослыми, тем самым осуществляя цели актуального состояния системы образования- социализация обучающихся и развитие творческой личности.

Таким образом, на формирование и психологическое развитие личности, ее социализацию влияют разные факторы внешней и внутренней среды. Особенно данное влияние ощутимо относительно к детям с задержкой психического развития. Организация специальных групп для детей с ЗПР существенно помогает в коррекционной работе с данной категорией детей.

1 Васьковская С.В. Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский)/ С.В. Васьковская- Режим доступа- http://psylib.org.ua/books/psiteol/txt13.htm.- Дата обращения- 12.03.2017

2 Максименко Н.В. Влияние народной педагогики на развитие творческих способностей старших дошкольников / Н.В. Максименко // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 4 (76). – С. 49.

3 Чистова Ю.В. Развитие творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством использования нетрадиционных техник рисования / Ю.В. Чистова // Научный поиск. – 2014. – № 4.1. – С. 59.

4 Hembree-Kigin, Toni L. Mental health interventions with preschool children / Robert D. Lyman a. Toni L. Hembree-Kigin. – New York; London: Plenum press, Cop. 1994. – С. 88.

5 Шуненкова Т.А., Филиппова С.А. Развитие творческого воображения детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности/ Т.А.Шуненкова, С.А. Филиппова//Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого.- 2013.- № 3 (7).- С.153-156

Просмотров работы: 386