ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Емельянова Л.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческих способностей школьников.

В настоящее время очень остро стоит вопрос с введением новшеств в систему образования. Развитие компьютерных технологий позволяет педагогам облегчить себе задачу с созданием наглядных пособий, список интерактивных приемов с каждым днем становится все шире и шире. Для школьников занятия интерактивного характера представляют особый интерес. Другой вопрос, что ученики получают информацию с монитора в готовом виде - картинку, видеофрагмент, текст на слайде и не имеют возможности понять, как устроен наш мир, не могут потрогать, испытать на себе принцип действия какого-либо механизма.

Следует отметить, что есть теория, которая с течением времени лишь набирает свою популярность в решении задач любого рода, помогает понять, как устроено все вокруг нас. Это ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач начала разрабатываться с 40-х годов ХХ века Г.С. Альтшуллером. Сегодня ТРИЗ хорошо известна и используется по всему миру для решения творческих задач во всех областях человеческой деятельности.

А.Н. Лук в определении творческих способностей уделил большое внимание приемам мышления, особенностям восприятия, памяти и мотивации. Творческие способности присущи каждому, однако уровень их развития зависит от индивидуальных особенностей, среды, в которую заключен индивид, воспитательных воздействий и личности воспитывающего[4].Формирование творческих способностей может начаться уже в детстве. Кроме одаренности, хорошо развитые творческие способности в свое время потребовали достаточной силы воли, упорства, усердия. Поэтому очень важно заинтересовать ребенка на своих уроках, привить ему любовь к труду, чтобы впоследствии из него вырос талантливый гений. ????

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это не только теория, полезная в инженерном деле или других сферах (реклама, PR), куда она в последнее время проникает. Это еще и метод мышления, парадигма, особый подход к решению любых проблем — будь то проектирование нового продукта, строительство дачного домика или укладка вещей в чемодане. И в этом плане ТРИЗ имеет универсальную полезность, так как дает мощный инструмент познания окружающего мира [1].

В решении любой из задач является принцип проблемности. Суть данного принципа заключается в том, чтобы путем постепенно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении ребенка такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью педагога и участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Это является еще одной важной причиной внедрения технологии ТРИЗ в дошкольное обучение [8].

Как показывает практика, ТРИЗ может использоваться в работе со школьниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог- формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

По замечанию Л.С. Выготского, школьник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира(Л.Е.Белоусова)[3].

Используя элементы теории решения изобретательских задач в работе с учениками среднего звена, в частности на уроках биологии, педагог направляет знания детей в нужное русло, но не более того, остальное делает сам ребенок. "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер)[1].

ТРИЗ учит детей принимать нестандартные решения, порой они являются самыми фантастическими и творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. "Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" [2].

«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться[5]. Эти слова принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности Лук А.Н.. Действительно, зачастую учитель требует от ученика лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде.

Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения.

Однако, анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдение за работой педагогов и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности и тем более, не развивающей творческих способностей»[6].

С внедрением в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта изменились и требования, которые предъявляются к выпускникам средней школы по биологии.

Исходя из компетенций, которые описаны в Федеральном Государственном образовательном стандарте предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

-формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественнонаучной картины мира;

-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды[7].

Кроме предметных в ФГОСе также указаны личностные и метапредметные компетенции. ТРИЗ ставит задачу на развитие всех видов компетенций у школьников среднего звена.

Таким образом, можно констатировать, что внедрение технологии ТРИЗ в современную систему биологического образования позволит одновременно улучшить усвоение полученных знаний и пробудить интерес ребенка к науке, воспитать творческую личность.

Список используемой литературы:

1.Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ- теорию решения изобретательских задач /Г.С.Альтшулер. - М. : Альпина Паблишер.- 2015 .- 402 с.

2. Белоусова, Л.Е. Веселые встречи. /Л.Е.Белоусова. - СПб.: Детство-Пресс.-2003 . - 119 с.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский .- М.: Просвещение.- 1991. - 96с.

4. Лук ,А. Н. Мышление и творчество. /А.Н.Лук. - М.. Политиздат.-1976.-144с

5. Лук, А.Н. Психология творчества /А.Н.Лук. - М. Наука.-1978. - 126 с.

6. Нестеренко, А.А. Экспериментальный курс биологии на базе ТРИЗ./А.А.Нестеренко, Н.Б.Голицина // Педагогические технологии —2004 .- №2.- С. 120 - 127

7.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, Часть I, Начальное общее образование, Основное общее образование.- М.: Просвещение .-2004 .- 221 с.

8. Абдуллина ,Р.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся [текст] / [Интернет-ресурсы] – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/68616 (дата обращения: 10.03.2017.)

Просмотров работы: 581