РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Бушуева Ю.С. 1
1Тульский Государственный Педагогический университет имени Льва Николаевича Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многие родители и педагоги задаются одним и тем же вопросом: что же необходимо сделать, чтобы у подростка появилось и сохранилось желание учиться? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, следует проанализировать подростковый период, который, с моей точки зрения, является основным в становлении и развитии личности.

Подростковый или по – другому переходный возраст (12–16 лет) традиционно считается самым трудным в жизни ребенка. И это неслучайно, ведь именно в этот период дети переходят от детства к взрослости, что в первую очередь выражается в физиологической перестройке их организма. Она, чаще всего, и влияет на эмоциональное состояние ребенка. Получается такая своеобразная взаимосвязь, которая может привести к нежелательным последствиям в учебе. У подростков снижается успеваемость, появляются апатия, нежелание ходить в школу, склонность к конфликтным ситуациям, пропадает интерес к учебе. С моей точки зрения, этому существует несколько причин. Основные из них – это интеллектуальная пассивность, индивидуальные особенности ребенка, а главное – это отсутствие адекватной мотивации учебной деятельности.

Давайте рассмотрим, что же такое мотивация? Если открыть психологический словарь под редакцией А.В. Петровского, то мы увидим следующее определение: «мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность». Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. Огромное влияние на это поведение оказывают мотивирующие факторы, которые по своим проявлениям и функциям можно разделить на три группы: потребности и инстинкты как источники психической активности; мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности и эмоций, а также субъективные переживания и установки, осуществляющие регуляцию поведения. В деятельности человека обязательно участвуют сразу несколько мотивов, один из которых главный, а остальные – второстепенные. Именно поэтому, когда мы говорим об учебе ребенка, в первую очередь должны учитывать отсутствие или наличие у него мотивов к учебной деятельности.

Обучаясь в школе, ребенок не только получает необходимые научные знания, формирует умения, навыки, но и приобретает индивидуальный опыт, который будет необходим ему в дальнейшей жизни. Одним из важнейших составляющих учебной деятельности, как и любой другой, конечно же, являются мотивы. Ученик, желающий совершенствоваться, получать новые знания, будет развиваться не только в пределах школьной программы, но и как личность, часть общества. Я считаю, что такое развитие является одной из основных целей любой учебной организации, которая без стремления подростка к саморазвитию, не сможет в полной мере ее реализовать. В свою очередь, стремление всегда мотивировано. Однако учебная деятельность не может возникнуть внезапно, поэтому она всегда дополняет уже существующую деятельность ребенка. Это тоже необходимо учитывать, чтобы эффективно проанализировать познавательную мотивацию подростков.

При анализе вопроса о том, как у человека формируются мотивы, мы в первую очередь обращаем внимание на такие понятия, как «потребности» и «инстинкты», ведь именно они являются источниками побуждений, которые вызывают активность человека. Потребности лежат в основе внутренних мотивов, к внешним же мотивам относятся иные цели, кроме познавательных. Они могут зависеть от определенной жизненной ситуации. Но только в совокупности и внешние и внутренние мотивы могут составить мотивационную сферу личности. Например, зная социальные потребности подростка, видя, чем он интересуется, учитель на основе этого может выработать у ученика познавательную мотивацию.

Так какие же мотивы должны присутствовать у подростка, чтобы он сам захотел получать новые знания? Учебная деятельность у ребенка в этом возрасте не является ведущей. Он начинает взрослеть, меняется его мировоззрение, хочется выделиться среди сверстников, проявить свои способности, часто ему может казаться, что его не понимают или недооценивают, поэтому к подросткам нужен особый подход, особенно родителей и учителей. Ведь именно они могут повлиять на дальнейшую судьбу ребенка. Например, что – то подсказать, направить, помочь развить способности, как интеллектуальные, так и творческие. А заинтересованность ребенка (в любом возрасте) – это и есть наиболее продуктивный мотив.

Однако, если мы оставим формулировку мотива, как «интерес к получению новых знаний», то это будет не точно, так как причины данной тяги к знаниям у подростка тоже могут быть абсолютно разными. Чаще всего они связаны с различными факторами личной и социальной жизни. Так, например, можно заметить, что в связи с устоявшимися на протяжении длительного времени общественными ценностями, школьников в первую очередь интересует их будущее материальное благополучие, поэтому одним из главных мотивов является получение образования для того, чтобы в дальнейшем устроиться на высокооплачиваемую работу. Еще одним важным мотивом стремления к учебе для подростков и юношей может являться желание достичь успеха, как в научной деятельности, так и в творческой. В этом случае подросток полностью «растворяется» в своей деятельности, он увлечен, занимается любимым делом, старается себя реализовать, а это значит, что у него есть все шансы добиться желаемого. Но такая мотивированность имеет свой минус, чаще всего она узконаправленна, то есть ребенок прикладывает свои усилия только в одной области деятельности. Например, активно занимается вокалом или вечерами самостоятельно изучает высшую математику, но редко выполняет домашние задания по русскому языку. В этом случае необходим не только контроль со стороны родителей, но и та поддержка педагога. Он должен постараться увлечь подростка, расположить к своему предмету, то есть скорректировать его мотивы, доказав, что для достижения успеха важно разностороннее развитие личности. Также существует еще несколько распространенных мотивов, которые являются наиболее приоритетными для современных подростков. Это мотив внешнего принуждения, который чаще всего связан со страхом: быть наказанным родителями, а также мотив престижа. Он встречается не так часто, но является очень эффективным, если фраза «престижно быть умным» является девизом класса. Такую положительную ситуацию в коллективе, конечно, должен создавать педагог. Еще одним мотивом учебной деятельности может являться ориентированность на поведение окружающих. И действительно, сложно представить подростка, который абсолютно не опирался бы на мнение сверстников, поэтому этот мотив является одним из наиболее распространенных. Помимо этого мотивами ученика могут быть: получение информации и ответственность, которые, с моей точки зрения, являются достаточно перспективными. Именно на этих мотивах должна быть основана учебная деятельность, но, к сожалению, так происходит не всегда.

Проблема развития познавательных мотиваций подростков в учебной деятельности была и остается актуальной. Каждое поколение чем-то отличается от предыдущего, и уже те методы, которые использовались раньше, чтобы развить у ребенка мотивацию к учебе, теперь не подходят. Приходится искать новые решения. Но во всех них есть что-то общее и универсальное. Прежде всего, как было сказано выше – это интерес. Только заинтересовав подростка, можно направить его желания и стремления в нужное русло. Далее необходимо поговорить с ним, объяснив, для чего нужно обучение, и какое моральное удовлетворение он получит от промежуточных результатов. Если же ребенок не хочет слушать, то следует акцентировать его внимание на увлечении, которое впоследствии может стать его призванием. Это и есть мотив успеха. Но помимо него существует несколько простых шагов, которые родителям и учителям целесообразно выполнять с детьми, начиная с младшего школьного возраста и обязательно с подростками, чтобы у них всегда был свой личный мотив заниматься учебной деятельностью. Во – первых, необходимо разговаривать с ребенком о его успехах, во – вторых, надо поощрять позитивные действия, чтобы подросток не терял стимул к учебной деятельности, в – третьих, отмечать малейшие достижения успеха, оказывать дополнительную помощь в освоении материала, если она необходима, а также четко ставить цели перед подростком, определяя сроки их реализации и, наконец, учитывать интересы, запросы и стремления.

Поводя итог всему вышеизложенному, мне хотелось бы отметить, что подростковый период характеризуется снижением у подростков желания заниматься учебной деятельностью. Мотивы, которые лежали в основе этого раньше, становятся неактуальными. И для того, чтобы ребенок продолжил занятия необходимо открывать ему новые горизонты, ставить перед ним более сложные, но достижимые цели. В основе деятельности всегда лежит несколько мотивов, но они влияют на школьников с разной силой. Основным же мотивом подростка в учебе будет являться совпадение его интересов и учебного материала. Если же этого совпадения нет, то продуктивного и эффективного получения знаний не будет. Тогда для корректировки мотиваций целесообразно создать ситуацию успеха, акцентировать внимание подростка на творческой деятельности но, не забывая при этом об учебной, или проявить педагогу свой творческий подход к подаче информации. Развитие познавательных мотивов подростков, корректировка этих мотивов – это одно из важнейших составляющих деятельности будущего учителя, ведь именно мотивы подростка будут определять характер его учебной деятельности.

Список литературы.

А.В. Петровский «Психологический словарь»

6

Просмотров работы: 341