АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ «ООО «ГК АЛЬЯНС» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ «ООО «ГК АЛЬЯНС»

Гулюкина В.А. 1
1Северо-Восточный государственный университет, СВГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Объектом исследования в данной работе является коммерческая организация ООО «Горная компания «Альянс», 685000, Магаданская область, город Магадан, проспект Карла Маркса, д. 36/20, оф. 5, в период с 20.06.2016 по 17.07.2016.

Основным видом деятельности предприятия является: «Добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы)».

Использование в экономическом анализе деления затрат на переменные и постоянные позволяет установить функциональную зависимость между прибылью, объемом производства и реализации и затратами. Наличие этой зависимости используется для выполнения нетрудоемких расчетов различных вариантов уровней прибыли в зависимости от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам, ее оценки на уровне переменных затрат и общей суммы постоянных расходов. Эта зависимость может быть использована для прогнозирования уровня безубыточности предприятия.

Для расчета точки критического объема реализации в зависимости от затрат при аналитическом исследовании различных вариантов соотношения факторов каждый раз составлять график затруднительно, и поэтому удобнее выполнять расчет, используя формулы.

(1)

где Втб – выручка от реализации в точке безубыточности, ПЗ – постоянные затраты, ПерЗ – переменные затраты, Вотч – выручка от реализации в отчетном году.

Используя данные формы №2 и данные по учету затрат, можно определить выручку в точке безубыточности анализируемой организации.

Анализ критического объема реализации

Критический объем реализации определяют по формуле (2):

Bkкрит = C: (1 – V:B), (2)

где Bkкрит – выручка от реализации в точке безубыточности (порог рентабельности), C – неизменяющиеся (постоянные) затраты, V – изменяющиеся (переменные) затраты, B – выручка от реализации в отчетном году.

МД = B – V (3)

МД – маржинальный доход. Он должен быть максимальным, так как это источник покрытия постоянных расходов и образования прибыли;

ЭОР = (B – V)/П (4)

П – прибыль, ЭОР – эффект (сила воздействия) операционного рычага – показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки (эластичность между прибылью и выручкой от продаж).

ЗФП = B – Bkкрит (5)

ЗФП – запас финансовой прочности, т.е. превышение фактической выручки над порогом рентабельности (в рублях или штуках). Это зона безопасной работы организации [1].

Теперь, на основе этих данных составим таблицу анализа критического объема реализации (таблица 1).

Таблица 1

Анализ критического объема реализации (тыс. руб.)

Показатели

2014 (прошлый - 0)

2015 (отчетный - 1)

Отклонение (+, -)

1. Выручка от продаж (В)

20469

87071

66602

2.Всего затрат, в том числе: Постоянные (С) Переменные (V)

19673

86314

66641

1532

413

-1119

18141

85901

67760

3. Прибыль от продаж (П)

796

757

-39

4.Выручка в точке безубыточности(Bk)

13470,15

30735,32

17265,17

5. Bk в % к выручке от продаж (Bk/B)·100%

65,81

35,30

-30,51

6. Запас финансовой прочности (ЗПФ)

6998,85

56335,68

49336,83

7.Эффект операционного рычага (ЭОР)

2,92

1,55

-1,38

Итак, чтобы стать безубыточной, анализируемой организации в отчетном периоде необходимо было реализовать продукции на сумму не менее, чем 30 735 тыс. руб., что на 56,2% больше, чем в прошлом году.

Также следует обратить внимание на то, что в отчетном году объем выручки в критической точке составит 35,3% от общей величины полученной выручки (запас финансовой прочности), и это на 30,51% меньше, чем в прошлом году. Следовательно, удельный вес «прибыльной зоны» в отчетном году увеличился, так как чем меньше доля «критической выручки» у организации, тем больше зона прибыли, и наоборот.

Известно, что объем выручки от реализации зависит от количества реализуемой продукции и ее цены. Тогда, количество реализуемой продукции в точке безубыточности равно:

Bk = Qk • P (6)

Тогда количество реализуемой продукции в точке безубыточности равно:

Qk = C /(P-Vуд), (7)

где Qk – количество реализуемой продукции в точке безубыточности, С – общая сумма постоянных затрат, P – цена единицы реализуемой продукции, Vуд – удельные переменные затраты на единицу продукции.

Именно эти показатели можно использовать для прогнозирования безубыточности деятельности.

На величину критического объема влияют следующие факторы:

  • изменение общей суммы постоянных затрат;

  • изменение удельных переменных затрат на единицу продукции;

  • изменение продажной цены единицы продукции.

Рассмотрим последовательность прогнозирования критического объема реализации на примере реализации изделия К.

В отчетном периоде организация реализовала (В0) изделия К на сумму 87 071 тыс. руб. На производство и реализацию этого изделия было затрачено 86 314 тыс. руб. (затраты). Из них переменные затраты (V0) 85 901 тыс. руб., а постоянные (С0) – 413 тыс. руб. Соответственно, прибыль от реализации (П0) только изделия К составила 757 тыс. руб. (87 071 – 85 901 – 413).

Рассчитаем объем выручки и количество реализуемой продукции в точке безубыточности согласно данным предприятия и вышеописанных формул (6) и (7) (таблица 2).

Таблица 2

Зависимость объема выручки от количества реализуемой продукции

и ее цены (тыс. руб.)

Наименование

2015 (тыс. руб.)

Цена единицы продукции (Р)

2 261, 35

Количество реализуемой продукции (К) (кг)

38,5

Постоянные затраты (С)

413

Переменные затраты (V)

85 901

Удельные переменные затраты на единицу продукции (Vуд)

2 231,19

Выручка от реализации (В)

87 071

Затраты

86 314

Количество реализуемой продукции в точке безубыточности (Qk) (кг)

13,7

Объем выручки из расчета безубыточности предприятия (Bk)

30 972,87

Критический объем реализации в точке безубыточности (Вkкрит)

30 735,32

В отчетном периоде было реализовано 38,5 килограмма золота (К) по цене 2 261,35 тыс. руб. за килограмм. Удельные переменные затраты, приходящиеся на одно изделие, составили в отчетном периоде 2 231,19 тыс. руб.

Как было отмечено ранее, критическим объем реализации в точке безубыточности равен 30 735,32 тыс. руб.

Это означает, что при реализации изделия К на сумму 30 735,32 тыс. руб. при сложившемся уровне затрат рентабельность организации равна 0. Но фактически организация в отчетном периоде реализовала изделия К на сумму 87 071 тыс. руб. и получила соответствующую прибыль.

Если цена продукции составляет 2 261,35 тыс. руб., то критический объем реализации в отчетном периоде равен 13,7 кг. золота.

Теперь проведем расчет влияния факторов на критический объем реализации в будущем периоде [2]:

1. Влияние изменения постоянных затрат

Предположим, что мы планируем сократить постоянные расходы в прогнозируемом периоде на 6 %, тогда их сумма составит (Сn) 338,2 тыс. руб. При этом объем реализации должен измениться:

К(С) = (Сn – С)/(Р – Vуд) (8)

К(С) = (338,3 – 413)/(2 261, 35 – 2 231,19) = -74,7/30,16 = -2,48 кг.

При уменьшении суммы постоянных затрат на 6% организация должна реализовать в прогнозном периоде на 2,5 кг. золота К меньше, чем в отчетном периоде, чтобы быть безубыточной.

2. Влияние изменения переменных затрат

В прогнозном периоде мы планируем увеличение удельных переменных затрат на 7%. Следовательно, их сумма составит (Vуд n) 2 387,37 тыс.руб. Рассчитаем изменение объема реализации:

К(Vуд) = C*[1/(P – Vуд n) – 1/(P – Vуд)] (9)

К(Vуд) = 413* [1/(2 261,35 – 2 387,37) – 1/(2 261, 35 – 2 231,19)] = - 16,97 кг.

Из расчета видно, что если увеличиваются удельные переменные затраты (при прочих неизменных условиях) организация, что бы быть безубыточной, должна реализовать на 15 кг. золота меньше, что бы не уйти в убыток. В противном случае это приведет к падению рентабельности, что не благоприятно для ООО «ГК «Альянс».

Поэтому, при увеличении удельных переменных затрат на 7% организации необходимо постараться добыть с теми же затратами на 15 кг. золота больше, чем в отчетном периоде.

3. Влияние изменения цены реализации

В прогнозном периоде планируется увеличить цены реализации изделия К на 14%. Следовательно, она составит (Рn) 2 577,8 тыс. руб.

К(ц) = C*[1/(Pn – Vуд) – 1/(P – Vуд)] (10)

К(ц) = 413*[1/(2 577,8 – 2 231,19) – 1/(2 261,35 – 2 231,19)] = -12,51 кг.

Если увеличивать стоимость продукции, то предприятие будет получать больше прибыли, а соответственно ей нет необходимости производить больше продукта. Поэтому при увеличении цены реализации золота на 14% организации можно реализовать на 12,5 кг. золота меньше, чем в отчетном периоде.

Так, например, увеличение цены может помочь в случае, если предприятие добудет в планируемом отчетном периоде золота меньше, чем в отчетном.

4. Расчет прогнозной выручки от реализации в точке безубыточности

Итак, совокупное влияние факторов на изменение критического объема реализации в прогнозном периоде при изменении всех факторов одновременно составит:

К(всех) = – 2,48 – 16,97 – 12,51 = – 31,96 кг.

А объем реализации изделия К в точке безубыточности должен быть не менее:

К* = 13,7 – 31,96 = – 18,26 кг.

Поскольку цена реализации 1 килограмм. В прогнозном периоде составит 2 577,8 тыс. руб., то для того, чтобы быть безубыточной организации необходимо реализовать изделия К на сумму, не меньше 82 386,49 тыс. руб. (2 577,8*31,96).

Методика анализа безубыточности позволяет ответить на вопрос: «На сколько должна возрасти (уменьшиться) реализация, чтобы прибыль увеличилась (уменьшилась) на х%?».

В нашем примере прибыль от реализации изделия К в отчетном периоде составила 757 тыс. руб. Предположим, что планируется ее увеличение на 3%, тогда:

К(П) = (757*1,03 – 757) / (2 261,35 – 2 231,19) = 0,75 кг.

Объем реализации должен увеличиться на 0,75 кг, а если при этом изменяется цена и переменные затраты, то:

К(Р+С) = (757*1,03 – 757) / (2 577,8 – 2 387,37) = 0,12 кг.

Объем реализации должен возрасти на 0,12 кг.

Подобный анализ проводится по каждому изделию, реализуемому предприятием. Затем все изменения, влияния факторов суммируются, и определяется объем выручки в точке безубыточности в целом, от производства и реализации всей продукции.

Коэффициент валовой маржи

Валовая маржа представляет собой процент от общего объема выручки, что компания сохраняет после понесенных прямых затрат, связанных с производством товаров и услуг, реализуемых компанией. Чем выше процент валовой маржи, тем больше компания сохраняет финансов на каждый рубль продаж для обслуживания других расходов и обязательств.

Валовая маржа является расчетным показателем, который сам по себе не характеризует финансового состояния предприятия, но используется в расчетах ряда показателей. Отношение валовой маржи к сумме выручки от реализации продукции называется коэффициентом валовой маржи [3].

Она является еще одним способом расчета точки безубыточности:

ВМ = В – Рпер, (11)

где ВМ – валовая маржа, В – выручка, Рпер – переменные расходы;

(12)

где Квм – коэффициент валовой маржи.

Поскольку точка безубыточности определяется равенством

П = В – Рпер – Рпост = ВМ – Рпост = 0, (13)

где П – прибыль, Рпост – сумма постоянных расходов, то

(14)

откуда

В · КВМ = Рпост. (15)

При таком равенстве выручка равна точке безубыточности, отсюда

, (16)

где Втб – точка безубыточности.

На примере данных отчета о финансовых результатах проведем расчеты показателей безубыточности (11). В данном примере переменные расходы будут полностью соответствовать себестоимости продукции, остальные расходы будем считать постоянными.

Таблица 3

Анализ безубыточности по данным отчета о прибылях и убытках

(тыс. руб.)

Показатели

Расчет

2015

2014

Абсолют. измен-е (п3-п4)

Относит-е измен-е % (п3/п4-1)*100

1

2

3

4

5

6

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

Стр. 010

87 071

20 469

66 602

325,4

Переменные расходы

Стр. 020

(85 901)

(18 141)

67 760

373,5

Валовая маржа

Стр. 029

1 170

2 328

-1 158

-49,7

Постоянные расходы

(Стр. 030 + стр. 040) + (стр. 060 + стр. 070 + стр. 080)

(413)

(1 532)

-1 119

-73,04

Коэффициент валовой маржи

Стр.029/стр. 010

0,0134

0,1137

-0,1003

-88,2

Точка безубыточности

Рпост/КВМ

30 735

13 470

17 265

128,2

Запас безубыточности

Стр. 010 - Втб

56 336

6 999

49 337

704,9

Коэффициент безубыточности

В/Втб

1,55

2,92

-1,38

-47,2

Коэффициент валовой маржи составил в отчетном периоде 0,0134, что ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года на 0,1003 (в данном примере это показатель рентабельности продаж). За счет значительного снижения постоянных расходов более чем на 70%, до 413 тыс. руб., точка безубыточности увеличилась. Так как предприятие снизило постоянные расходы и увеличило прибыль.

В результате запас безубыточности увеличился на 49 336,8 тыс. руб.

Коэффициент безубыточности показывает хорошее значение 1,55, а это означает, что предприятие ООО «ГК «Альянс» является безубыточным.

Чем выше уровень безубыточности компании, тем выше показатель ее платежеспособности и, как следствие, финансовой устойчивости. Если же значение коэффициента безубыточности возрастает, это говорит о наличии структурных проблем внутри фирмы, оказывающих негативное влияние на извлечение прибыли.

Значит, на рассматриваемом предприятии имеются незначительные структурные проблемы, оказывающие негативное влияние на извлечение прибыли, так как прибыль на данном этапе работы предприятия мала, по сравнению с расходами, но, при этом, предприятие является финансово устойчивым.

Мероприятия для повышения финансовой устойчивости

Финансовые возможности организации практически всегда ограничены. Задача обеспечения финансовой устойчивости состоит в том, что бы эти ограничения не превышали допустимых пределов. В то же время необходимо соблюдать обязательное в финансовом планировании требование осмотрительности, формирования резервов на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могли бы привести к утрате финансовой устойчивости.

Для изменения финансового положения ООО «ГК «Альянс» можно предложить следующие мероприятия (таблица 4):

Таблица 4

Мероприятия, направленные на повышение финансовой устойчивости

Мероприятие

Направление

Усиление контроля и анализа дебиторской задолженности

Разработка эффективной методики предоставления коммерческого кредита заказчикам и инкассации денежных средств

Факторинговые операции

Ускорение оборачиваемости и инкассации дебиторской задолженности

Создание резерва по сомнительным долгам

Предупреждение возникновения потерь в связи с возникновением финансовых трудностей у клиентов

Осуществление краткосрочных финансовых вложений за счет нераспределенной прибыли

Получение дополнительного дохода

Как было сказано выше, для улучшения финансового состояния предприятия необходимо осуществлять строгий контроль и управление дебиторской задолженностью, следить за ее качеством.

1. Дебиторская задолженность является источником погашения кредиторской задолженности. Если на предприятии будут заморожены суммы в расчетах с покупателями и заказчиками, то оно может почувствовать острый дефицит денежных средств, что приведет к образованию кредиторской задолженности, просрочкам платежей в бюджет, внебюджетные фонды, отчислениям на социальные нужды, задолженности по заработной плате и прочим платежам. Это в свою очередь повлечет за собой начисление штрафов, пеней и неустоек.

Нарушение договорных обязательств и несвоевременные расчеты с поставщиками приведут к потере деловой репутации фирмы и в конечном итоге к неплатежеспособности и неликвидности.

Одной из главных проблем ООО «ГК «Альянс» является то, что ее расходы и затраты на производства велики и составляют около 90% от выручки. По отношению к затратам, прибыль организации очень мала. Это обусловлено и тем, что предприятие работает по договору с золотодобывающим участком «Правая Джелгала», г. Сусуман, ОАО «Сусуманский горно – обогатительный комбинат «Сусуманзолото», которому отдает 20% добытого золота. Так же одной из причин может служить и то, что предприятие только начинает свою деятельность, и за довольно короткий срок для золотодобывающей компании уже добивается некоторых результатов.

2. Еще одной, немаловажной проблемой на сегодняшний день, является проблема дефицита денежных средств, т.е. высоколиквидных активов. Это обусловлено активным предоставлением коммерческого кредита клиентам, отсутствием жесткого контроля за инкассированием предоставленных коммерческих кредитов и, следовательно, увеличением срока оборачиваемости дебиторской задолженности.

Для осуществления эффективного контроля получения средств за оказанные услуги необходимо ввести четкое разграничение функций персонала по управлению дебиторской задолженностью. В таблице 5, в приложении 1 представлен предлагаемый регламент.

Таким образом, ответственность за управление дебиторской задолженностью строго разграничивается между коммерческой, финансовой и юридической службами.

3. Создание резерва смягчает отрицательные последствия списания безнадежных долгов, но не устраняет их, в связи этим основой управления дебиторской задолженностью ООО «ГК «Альянс» должны стать мероприятия по предупреждению возникновения долгов и организации их взыскания.

Для увеличения суммы высоколиквидных активов и получения дополнительного дохода исследуемому предприятию рекомендуется осуществить краткосрочные финансовые вложения.

На конец 2015 года у ООО «ГК «Альянс»» существует нераспределенная прибыль в размере 957 тыс. руб. Компания имеет право инвестировать часть этой суммы по решению общего собрания участников Общества.

Например, предположим, что для краткосрочного размещения средств предлагается выбрать инвестирование в краткосрочные депозиты коммерческого банка. Сумма инвестирования – 280 тыс. р., срок инвестирования – 3 месяца (90 дней).

Список используемой литературы:

  1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности: Учебное пособие. – 4-е изд. перераб. и доп. / Л.В. Донцова, Н.А.Никифорова. – М.: ДИС, 2010. – 167 с.;

  2. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: Проспект, 2009. – 409 с.;

  3. Чернов В.А. Экономический анализ: Учебное пособие. / В.А. Чернов, М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 686 с.

Приложения

Таблица 5

Регламент управления дебиторской задолженностью в ООО «ГК «Альянс»

Этап управления

Процедура

Ответственное лицо/подразделение

Срок оплаты не наступил

Заключение договора

коммерческий отдел

Оказание услуг по таможенному оформлению, экспедированию, агентированию

Выставление предварительного счета; контроль оплаты

За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм

Контроль получения счетов-фактур от поставщиков сопутствующих/дополнительных услуг

бухгалтер-директор

Информирование коммерческой службы о поступлении или не поступлении средств по выставленным счетам

Просрочка до 45 дней

При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей;

коммерческий отдел

Направление уведомления о запрете выдачи груза получателю

Запрет выдачи груза получателю до оплаты счетов

директор

Просрочка от 45 до 90 дней

Предарбитражное предупреждение

юрист

Просрочка от 90 до 180 дней

Ежедневные переговоры с ответственными лицами

коммерческий отдел

Просрочка свыше 180 дней

Официальная претензия

юрист

Подача иска в арбитражный суд

Просмотров работы: 1305