Первые детские сады в России появились по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ. Частные платные сады в нашей стране были слабо обеспечены материально. По материалам В.И. Ядэшко, обеспеченные и образованные слои населения предпочитали пользоваться услугами частных специалистов, а бедные семьи либо не знали о новых педагогических начинаниях, либо не доверяли им, либо просто не могли себе позволить отдать ребенка в детский сад [2].
Первый платный детский сад был открыт в 1859 г. в Гельсинфорсе на средства шведского учителя рисования и черчения Франца Фридриха Седмиградского. «В 1863 г. женой профессора Петербургского университета С.А. Люгебиль был открыт второй частный детский сад. Третий частный детский сад появился в Петербурге в 1866 г. Владельцем данного частного детского сада была редактор журнала «Детский сад» Аделаида Семеновна Симонович» [5].
В период с 1866 по 1870 г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Москве, Петербурге, Смоленске, Тбилиси.
С 1868 по 1869 г. в Москве были открыты четыре платных детских сада, которые принадлежали Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 г. в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола. Данные детские сады находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей от 3 до 8 лет. В этих детских садах с детьми занимались педагоги, дети играли в подвижные игры. Возникла необходимость определить общие правила открытия детских садов, которые создавались как частные учебные заведения для детей 3–8 лет.
Как следует из материалов Л.М. Волобуевой, предусматривался определенный порядок открытия частного учебного заведения. Такое право предоставлялось лицам обоего пола, «природно русским или принявшим русское подданство». Необходимо было подтвердить наличие педагогического образования – независимо от того, сам ли владелец вел работу с детьми, или только являлся его содержателем. Для женщин это могли быть свидетельства «домашней наставницы» или «начальной учительницы», которые давались по окончании восьмого педагогического класса женской гимназии, епархиального училища или института благородных девиц, педагогических курсов. Кроме того, в полиции необходимо было получить справку, подтверждающую политическую благонадежность владельца [5].
Детский сад открывался, как теперь говорят, в заявительном порядке. Рассмотрев заявление и необходимые документы, от лица Попечителя учебного округа владельцу выдавалось свидетельство-разрешение. Из материалов Л.М. Волобуевой следует, что никаких особых требований, регламентировавших количество детей, размер и оборудование помещений, а также стоимость содержания, ребенка не было. Детские сады чаще всего открывались на квартире владельца, на съемной квартире, в здании школы. «Обычно детский сад работал 4–5 часов и не обеспечивал детей питанием, но его можно было получить за отдельную плату. Обязательными для изучения в детском саду были Закон Божий и русский язык, все остальное – на усмотрение владельца» [5].
Сохранившиеся списки учебных заведений показывают, что в 1910 году в Москве было 82 частных детских сада, в 1914 – 43 [3].
Таким образом, мы видим, что история дошкольного образования в России начинается с развития частных детских садов, работа которых была организована на достаточно высоком уровне.
Рассмотрим деятельность некоторых частных детских садов. Для этого выделим критерии анализа частных детских садов:
цель детского сада;
методика, согласно которой велась работа с детьми в детском саду;
организация работы детского сада.
Достаточно значимой является работа частного детского сада А.С. Симонович, который во многом похож на самый что ни на есть современный, причем очень высокого качества.
А.С. Симонович следующим образом определила цель и назначение детского сада: «Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от 3 до 7 лет без различия сословий, религии и пола. Цель детского сада – физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Оно, таким образом, дополняет недостаточное семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связующее звено между семьей и школой» [3]. Таким образом, основная идея детского сада А.С. Симонович это подготовка детей к школьному обучению.
А.С. Симонович была сторонницей методики воспитания Ф. Фребеля, которая предполагала четкое регламентирование деятельности дошкольника. Но со временем А.С. Симонович, в ходе практической работы с детьми отказалась от точного следования методике Ф. Фребеля. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т.д. Далее в своей работе А.С. Симонович следовала идее народности воспитания К. Д. Ушинского.
Организация работы детского сада А.С. Симонович была выстроена следующим образом. В этом заведении были просторные комнаты, сад для прогулок, отдельные помещения для творчества – словом, все, что по нашим нынешним представлениям необходимо для настоящего дошкольного учреждения. Особые требования предъявлялись и к воспитательнице, ведь именно она, по мнению А.С. Симонович, определяет характер образования в саду: «садовницей должно быть образованное лицо, преданное воспитанию детей; она должна быть энергична, бодра, весела, тверда, но не строга и ласкова» [4].
Работа в детском саду А.С. Симонович велась по определенной системе, по ранее разработанному плану, содержащему перечень воспитательных задач, а также расписание игр и занятий детей.
Как следует из материалов К. Белой и Л.М. Волобуевой, всех детей А.С. Симонович делили на 2 группы – младшая и старшая. В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А.С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими. Симонович заметила, что «малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами» [1].
Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я.М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов – растений, камешков и т. п. На последующих занятиях Я.М. Симонович читал детям статьи и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада – птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки.
Характерной особенностью детского сада А.С. Симонович было отсутствие в нем религиозного воспитания детей.
Анализируя организацию работы частного детского сада А.С. Симонович, мы видим, что все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементарные знания, готовили их к школьному обучению.
Из-за недостатка средств в 1869 г. частный детский сад А.С. Симонович был закрыт.
Интересно была поставлена работа в детском училище Елизаветы Петровны Залесской, состоявшем из детского сада и элементарной школы.
По мнению Е.П. Залесской цель детского сада – это «помощь семье в воспитании детей и подготовка их к школьным занятиям. Детский сад должен научить ребенка наблюдать, сознавать и говорить, развить ловкость руки посредством различных работ, ознакомить с формами и очертаниями предметов и т. д.» [1]. Таким образом, мы видим, что как А.С. Симонович, так и Е.П. Залесская целью детского сада видели в подготовке и адаптации детей к школьному обучению.
Частный детский сад просуществовал с 1897 по 1912 год. Отдавая дань времени, при открытии детского сада Е.П. Залесская уделяла большое внимание занятиям по методу Ф. Фребеля, но со временем содержание работы было пересмотрено. Под влиянием новых педагогических теорий зарубежных и русских педагогов была выстроена своеобразная система работы с детьми, в которой нашлось место сочетанию различных методов.
Е.П. Залесская разработала содержание работы в детском саду и программу для младшего и старшего отделений. Она являлась сторонницей взглядов К.Д. Ушинского и Е.Н. Водовозовой.
Работа в детском саду Е.П. Залесской была организованна следующим образом. Из материалов К. Белой и Л.М. Волобуевой следует, что детский сад был рассчитан на детей от 4 до 7 лет. Дети, так же как в детском саду А.С. Симонович, делились на два отделения: младшее – 4 – 5 лет и старшее – 6 – 7 лет, причем последнее делилось еще на две группы. Дети находились в детском саду с 10 часов утра до 2 часов дня, кроме воскресных и праздничных дней [1].
В младшей группе с каждым ребенком занимались отдельно. В каждом отделении был свой воспитатель, проводивший всю работу с детьми исходя из принципа, что всякое занятие, всякий труд не должен утомлять ребенка, а для этого следует: 1) сообразовать его продолжительность с силами ребенка, 2) чередовать его с отдыхом, 3) разнообразить его.
Е.П. Залесская разработала содержание работы в детском саду и программу для младшего и старшего отделений. В 1907 году ее программа выглядела следующим образом: обучение чтению, письму, арифметике, естественная история (животные, растения), беседы, рассказы и сказки, рассказы из Священной истории, рассказы по картинкам, басни, стихи, песни, французский язык, ручной труд, рисование, лепка, раскрашивание, свободное искусство, свободные игры, подвижные игры, игры с пением [1].
Как видно из перечисленного, многие формы и методы работы рассматривались в качестве программного содержания, что, однако, не мешает увидеть разнообразие в работе с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, детское училище Е. П. Залесской, объединившее под одной крышей частный детский сад и элементарную школу, создавало условия для осуществления преемственности в работе этих двух учреждений, сохраняя при этом специфику каждого. Педагоги, дети и родители составляли единый коллектив, способный решать многие проблемы, связанные с разносторонним воспитанием детей с четырех лет и до окончания начальной школы.
Проанализировав деятельность частного детского сада А.С. Симонович и Е.П. Залесской, мы можем сказать, что работа этих садов была организованна на высоком уровне, анализ планов частных учебных заведений позволяет сделать вывод о разнообразии содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста, о широком, творческом применении достижений зарубежной и русской педагогики при определенном единообразии перечня предметов, предлагаемых детям.
После октябрьской революции декретом Совета народных комиссаров от 5 июня 1918 все учреждения дошкольного воспитания, в том числе и частные, были переданы в ведение Наркомпроса и включены в систему народного образования.
Список использованных источников:
Белая К., Волобуева Л.М. Из прошлого дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 9.
Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, - 1978. - 429 с.
Литвин Л. Идея «свободного» воспитания // Дошкольное воспитание. - 1991 - № 6. – С. 50-59.
Симонович А.С. Кто может быть воспитателем. Хрестоматия / А. С. Симонович. - М.: Просвещение, 1976. - С.5-14.
Волобуева Л.М. Детский сад в России: от рождения до революции[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://detskiyvopros.ru/page/450