РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Фирстова Д.Г. 1, Масьянова И.Т. 1
1ЧИПС УрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема разработки внутренней системы обеспечения качества на уровне специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава» возникла в связи с внедрением в образовательный процесс ФГОС нового поколения.

В разработке предполагается ориентация на опыт внедрения систем оценивания и обеспечения качества других стран.

Основные тезисы, лежащие в основе разработки:

  • Система обеспечения качества ориентирована на развития и усовершенствование

  • Понятие «качество образования» должно содержать позиции всех сторон, которые участвуют в образовательном процессе.

  • Процесс реализации программы обеспечения качества должен иметь систематичный и цикличный характер.

  • Планирование внедрения системы обеспечения качества основывается на постепенном вовлечении заинтересованных сторон и объектов оценивания.

Субъекты образовательного процесса

Основной проблемой Российского образования является, во-первых, то, что система оценивания качества образовательного процесса не выделяется как отдельная задача, а оценивается с учетом мнения лиц, которые отвечают за обеспечение качества определенного аспекта образовательного процесса, во-вторых, мнение студентов и работодателей, как правило, не изучается.

Определение качества образовательного процесса должно складываться из позиций всех заинтересованных в нем сторон: студентов, преподавателей, администрации вуза, учебно-вспомогательного персонала, работодателей и работающих специалистов, научных сообществ, государственных интересов, общественного мнения.

Также следует учитывать, что многие участники образовательного процесса, с одной стороны, заинтересованы в качестве образовательного процесса, с другой - сами влияют на какие-либо его аспекты. Поэтому необходимо различать позиции субъекта оценивания и лица, ответственного за поиск и реализацию путей усовершенствования.

В данной разработке предлагается разграничение на отдельные этапы системы обеспечения качества такие процессы как оценивание и поиск путей усовершенствования

Субъектами оценивания являются все заинтересованные в качестве образования стороны, которые выступают в качестве экспертов, высказывающих свое мнение о различных аспектах образовательного процесса на этапе оценивания.

На начальных этапах разработки не будут учитываться мнения научных сообществ, общественное мнение.

Характеристика субъектов оценивания

Студенты ЧИПС разделяются на две категории:

  • на тех, кто в современных условиях осознает необходимость получения профессиональной подготовки для конкурентоспособности на рынке труда, они занимают активную позицию в обучении и оценивают качество образовательного процесса.

  • на тех, кто не видит перспективы в получении образования вообще, «плывут по течению».

В процессе оценивания качества образования будем ориентироваться на первую группу.

Преподаватели ЧИПС

Ведя и разрабатывая занятия по определенным дисциплинам, каждый преподаватель имеет свои представления о качестве образовательного процесса и оценка определенных аспектов своей работы не всегда может быть объективной, поэтому необходимо учитывать мнения преподавателей по вопросам, которые не входят в их компетенцию (организация учебного процесса в целом, ресурсы и условия и т. п.)

Администрация ЧИПС

Позиция администрации заключается не в оценивании, а в контроле качества образовательного процесса, то есть по отношению к отдельно взятой специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава» администрация института осуществляет внешний контроль. На начальном этапе будем учитывать критерии, по которым администрация оценивает качество при поиске путей усовершенствования.

Учебно-вспомогательный персонал ЧИПС

Сотрудники методических кабинетов, лабораторий, сотрудники библиотеки помогают преподавателям и студентам в организации учебного процесса с использованием имеющихся ресурсов, они могут оценить насколько имеющиеся ресурсы, соответствуют запросам студентов и преподавателей.

Предприятия – работодатели

Могут оценить качество процесса подготовки специалистов на основе квалификации выпускников и уровня подготовки студентов, проходящих производственную практику. На начальных этапах предполагается вовлечение только специалистов тех предприятий (локомотивные депо), в которых студенты проходят практику для оценки уровня их подготовки.

Так как с различных позиций возможны несколько разные оценки качества образовательного процесса, выводы о качестве будут наиболее объективными, если в них найдут отражение мнения всех заинтересованных сторон.

На первом этапе внедрения системы будут вовлечены в работу по оцениванию студентов и преподавателей, затем - учебно-вспомогательный персонал, специалистов тех учреждений, в которых проходят практику студенты факультета.

Образовательная система как объект оценивания

Основным объектом, качество которого мы рассматриваем, является образовательный процесс. Возникает необходимость выделения отдельных элементов образовательного процесса, качество которых наиболее значимо для качества образовательного процесса в целом.

В зарубежных работах наиболее распространенной схемой системного анализа является анализ начальных условий ("ввода"), процессов внутри системы и результатов ее функционирования ("вывода"). В российской педагогической традиции принят анализ педагогических систем, выделяющий в них в качестве основных элементов цели, содержание и процесс обучения. Совместное использование указанных схем, может быть достаточно плодотворным для анализа образовательной системы с точки зрения обеспечения ее качества.

Образовательный процесс, как и любая общественная система, может рассматриваться на различных уровнях иерархии: от макро-уровня государственного регулирования, до микро-уровня отдельной образовательной ситуации. Для каждого из таких уровней, возможно, говорить о системе обеспечения качества. В нашей работе речь идет только о разработке системы обеспечения качества на определенной специальности (отделении).

Для разработки системы обеспечения качества подготовки специалистов на отделении, необходимо представить образовательный процесс как систему, основные элементы которой являлись бы объектами оценивания. В качестве таковых необходимо рассматривать, прежде всего, те элементы образовательного процесса, на преобразование которых можно реально оказывать влияние на уровне отделения.

Образовательный процесс на уровне отделения (специальности) состоит из изучения различных дисциплин, однако не сводится к ним. Поэтому представляется оправданным провести системный анализ образовательного процесса на отделении с выделением уровня отделения (специальности) в целом и уровня отдельных дисциплин (таблица 1).

Таблица 1 – Уровень специальности и отдельных дисциплин

 

ВВОД

 

ПРОЦЕСС

 

ВЫВОД

Уровень отделения(специальности)

Цели и содержание, определяемые Государственными образовательными стандартами

Условия реализации образовательного процесса:- уровень подготовки абитуриентов- квалификация преподавателей- образовательное пространство- административное регулирование

Цели и содержание, отраженные в учебном плане специальности в целом

Реализация образовательного процесса в целом:- организация учебного процесса- использование ресурсов образовательного пространства- влияние на личностное развитие студентов

Квалификация студента после окончания обучения по специальности

 

 

 

Уровень отдельных дисциплин

Цели и содержание, определяемое учебным планом специальности

Условия реализации процесса изучения дисциплины:- уровень подготовки

Цели и содержание, отраженные в программах отдельных дисциплин

Реализация процесса изучения дисциплины:- организация учебной работы- использование ресурсов- влияние на личностное развитие

Уровень подготовки студента после изучения дисциплины

Характеристики «иерархичность» и «открытость» образовательной системы приводят к тому, что часть элементов "ввода" любого уровня зависит либо от других уровней иерархии, либо от внешних по отношению к образовательной системе условий. Поэтому оценка таких элементов с точки зрения обеспечения качества на определенном уровне иерархии представляется затруднительной.

В представленной схеме выделен уровень отдельных дисциплин, а также ряд объектов оценивания, которые отражают наиболее важные с точки зрения обеспечения качества элементы образовательной системы. Для последующей инструментализации процесса необходимо обозначить отдельные важные для обеспечения качества характеристики объектов - переменные оценивания (таблица 2).

Таблица 2.Объекты и переменные оценивания

Объекты оценивания

Переменные оценивания

Учебный план в целом и организация его реализации

  • Представленность в учебном плане дисциплин, адекватных профессиональной деятельности

  • Логическая последовательность (преемственность) включения дисциплин в учебный план

  • Взаимосвязь теории и практики в учебном плане

  • Информированность об учебном плане в целом

  • Организация учебного процесса (учебное расписание и его выполнение)

Дисциплины учебного плана (академические)

  • Адекватность содержанию профессиональной деятельности

  • Адекватность современному уровню науки

  • Распределение часов по видам нагрузки

  • Адекватность экзаменационных вопросов содержанию дисциплины

  • Наличие учебно-методических рекомендаций и разработок

  • Адекватность учебных и методических материалов программе дисциплины

  • Качественный уровень преподавания дисциплины

  • Адекватность оценок знаниям

Поддержка качества

Наличие учебно-методических рекомендаций и разработок

Адекватность профиля учреждений содержанию практики

Организация прохождения практики

Образовательное пространство (ресурсы и условия, их использование)

  • Наличие достаточных для образовательного процесса информационных ресурсов

  • Востребованность имеющихся информационных ресурсов в образовательном процессе

  • Организация работы с информационными ресурсами (в том числе самостоятельной работы)

  • Эффективность использования технических средств (в том числе компьютеров) в образовательном процессе

  • Возможности для самостоятельной работы студентов в университете

  • Условия работы преподавателей

Личностное развитие студентов

  • Развитие мотивации

  • Рефлексивная позиция

  • Развитие творческих способностей

Квалификация преподавателей

  • Соответствие квалификации целям дисциплины

  • Повышение профессиональной квалификации

Субъекты и объекты оценивания

Разные объекты могут оцениваться одной или несколькими заинтересованными сторонами. Сводная информация о том, каких субъектов планируется вовлекать в оценку каждого из рассмотренных объектов оценивания аспектов образовательного процесса, представлена в таблице 2. Штриховкой обозначены позиции, которые планируется включить в системы обеспечения качества уже на первых этапах ее реализации.

Такая таблица является достаточно простой и наглядной моделью, с помощью которой можно строить и более долгосрочное или же более детальное планирование. Строки задают основные направления инструментализации процесса оценивания, столбцы - направления анализа и поиска путей усовершенствования (таблица 3).

Таблица 3. Субъекты и объекты оценивания - совместная перспектива

Субъект оценивания

Учебный план в целом и организация его реализации

Дисциплины учебного плана (академические)

Поддержка качества

Образовательное пространство

Личностное развитие студентов

Квалификация

преподавателей

Студенты

           

Преподаватели

           

Профессионалы

           

Персонал

           

Администрация университета

           

На основе анализа различных трактовок понятия качества можно выделить наиболее важные характеристики данного понятия:

  • взаимосвязь с целями функционирования образовательной системы;

  • многомерность и многофакторность определения качества;

  • зависимость в определении качества от различных точек зрения, аспектов рассмотрения образовательной системы и т. д.

Обзор систем оценивания качества в различных странах, внутренних и внешних процессов в этих системах показал, что одной из ведущих тенденций мирового образования является усиление внимания к внутреннему оцениванию в системах обеспечения качества, их ориентация на усовершенствование в противовес контролю и внешнему оцениванию.

Список литературы
  1. Скляр Е.Н., Зверкович И.О., Хрычикова Т.Д.Теоретические основы формирования системы интегрированного контроллинга на промышленном предприятии// Менеджмент в России и за рубежом. —2015. — № 2. — С. 9—15
  2. Асташова Ю.В., Демченко А.И.Показатели процесса в системе менеджмента качества// Менеджмент в России и за рубежом». — 2015. — № 1. — С. 86—97.
  3. Еленева Ю.А., Просвирина М.Е. Теоретические основы создания методов оценки систем менеджмента качества организации// Качество, инновации, образование. — 2003. — № 3. С. 9—16.
  4. Зонова А.В., Стариков А.И.Методика оценки уровня образовательных услуг и реинжиниринг учебного процесса// Менеджмент в России и за рубежом. — 2014. — № 4. — С. 123—127.
  5. Идиатулин В.С. Методология и квалиметрия обученности // Качество, инновации, образование. — 2015. — №2. — С. 42—51.

 

7

 

Просмотров работы: 240