ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Филимонова М.А. 1
1Педагогический институт Иркутского государственного университета Иркутск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Потому самодеятельность - средство и одновременно результат образования».

А. Дистервег

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс не может происходить без существенных изменений в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Как следствие, происходит модернизация образовательной системы-предлагаются иное содержание, подходы, методы, формы и средства обучения.

С введением ФГОС нового поколения на всех ступенях образования изменились требования к выпускнику. В условиях высокой конкуренции становятся востребованными выпускники, способные к самостоятельному анализу, умению творчески мыслить, использовать достижения науки и техники, быстро перерабатывать информацию, стремиться к непрерывному образованию.

Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», на основе своих исследований считает, что в любой профессиональной деятельности важны: способность работать самостоятельно без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие- либо знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими). [1];

Учитывая сложившуюся реальность, перед нами стоит сложная по своей сути задача –вывести обучающегося на новый уровень знаний, развивая его познавательную самостоятельность.

Познавательная самостоятельность - качество личности, проявляющееся у обучающихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их, сознательно управлять своей деятельностью.[7];

Идея о познавательной самостоятельности как важнейшем компоненте целостной личности имеет давнюю историю. Еще Сократ подчеркивал необходимость умелого руководства познавательной активностью и самостоятельностью обучаемых. Эта мысль получила дальнейшее развитие в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского и др. Так, Ж.-Ж. Руссо придавал большое значение формированию и развитию у ребенка любознательности, сообразительности, самостоятельности. Он считал, что ребенок должен стремиться сам разобраться в причинах явлений и событий, но при определенной помощи учителя, который должен стимулировать интересы и желания детей познать окружающий мир. И.Г. Песталоцци подчеркивал большое значение взаимодействия механизмов познания и умения как основы саморазвития и самодеятельности, отмечая при этом, что свобода применения познавательных сил создает многогранность их применения, с другой стороны, эта многогранность дает ощущение взаимосвязи всех сущностных сил человека. Особенно следует отметить идеи К.Д. Ушинского о том, что в ходе обучения учащимся необходимо прилагать усилия, так как не все может и должно быть интересным. В связи с этим очень важно с самых ранних лет воспитывать у детей привычку заниматься целеустремленно, формировать умение самостоятельно преодолевать трудности, развивать стремление к осознанной деятельности. [5];

Познавательная самостоятельность как качество личности формируется и развивается под воздействием внешних и внутренних факторов, влияющих и взаимообусловливающих друг друга. Внутренние факторы – качества личности обучающегося (природные способности и задатки, воля, темперамент и пр.) и сложившиеся, усвоенные в процессе жизнедеятельности, в т.ч. и учебной работы, знания и методы их получения. Внешние факторы – весь социум, окружающий обучающегося, социальная среда, влияние учебно- воспитательного процесса. [5];

Таким образом, для становления и развития личности в системе образования необходимо решить одну из главнейших задач обучения – формирование самостоятельности как ключевой компетенции обучающегося в любой образовательной организации. Если разговор идет о среднем и высшем профессиональном образовании, то следует иметь в виду, что овладеть профессией и соответствующим мастерством можно лишь на индивидуально-личностном уровне, так как весь арсенал знаний

осваивается субъектом в личностном контексте. При этом личностное и профессиональное взаимопроникают друг в друга и образуют целое единство, которое мы называем компетентностью специалиста.

В связи с вышесказанным особое значение сегодня приобретает разработка таких методов и технологий обучения, которые активизировали бы познавательную самостоятельность обучающегося. Современному педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Таким образом, возникли противоречия между объективной необходимостью повышения учебной активности обучающихся и недостаточной разработанностью эффективных средств ее формирования.

Выходу на качественно новый уровень получения знаний, по нашему мнению, в высшей степени соответствует проектная деятельность обучающихся на основе интеграции знаний.

Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции, развитие творческих способностей обучающихся, их умения ориентироваться в большом объеме информации, находить точки соприкосновения между дисциплинами разных циклов. По нашему мнению, интеграция должна соединить получаемые знания в единую систему.[8];

Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиции интеграции, межпредметных связей в обучении рассматривались в работах отечественных дидактов: Ю.К. Бабанского, СП. Баранова, М.А. Данилова, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, Н.М. Скаткина и других; ученых-психологов: В.Г. Вергелес, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Меччинской, Ю.А. Самарина, Н.Ф. Талызиной и др.; ученых-методистов: В.Г. Горецкого, Ю.М. Колячина, М.Р. Львова, Г.Н. Приступа, Н.Н. Светловской и других

В вопросе введения интегрированных проектов как активного метода, повышающего познавательную самостоятельность, сегодня самая большая проблема в том, чтобы научиться использовать потенциальные возможности интеграции путем совершенствования методики выполнения интегрированных творческих проектов.

При реализации метода интегрированных проектов создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся, который приносит им удовлетворение от процесса обучения в связи с тем, что дети в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Повышение качества процесса обучения при применении интегрированных проектов возможен только тогда, когда обучающиеся знакомы с основами исследовательской деятельности, умеют организовать свое время, имеют навыки сбора и анализа информации.

Целью проектной технологии является самостоятельное решение обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл для них. Данная технология предполагает «погружение» обучающихся в процесс поиска межпредметных связей, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или других объектов. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны.

Поскольку технология проектного обучения ориентирована на «создание» новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то изменяется и роль педагога. Он должен овладеть технологией интегрированного проектирования деятельности учащихся, уметь исполнять роль «независимого консультанта».

Для примера покажем несколько уровней интеграции, которые могут иметь место в современном образовательном процессе.

Во-первых, это интеграция естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. На вводных и обобщающих интегрированных занятиях обучающиеся могут увидеть, осознать социальную значимость учебного материала и его место в целостной картине мира.

Во-вторых, интеграция изучаемых дисциплин может происходить на основе разработки преподавателями единых «вертикальных» программ формирования ведущих понятий межпредметного характера.

В-третьих, интеграция может быть и «горизонтальной» в том случае, когда для практического исполнения проекта обучающимся потребуются знания из многих областей.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании обучающихся формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Несомненный плюс этого метода в том, что все дисциплины обладают в той или иной степени интегрированным потенциалом, эффективность же такого интегрирования зависит во многом от профессионализма педагога, желания показать детям общую картину мира.

Литература

  1. Белякова Е.Г. Способы активизации смыслообразования в процессе обучения // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. - №5. – С. 8-15.

  2. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем Н.Ю.Ерофеева Журнал «Завуч». 2000. №3.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Инновации в образовании. – 2002. - № 3. – с. 4-33

  4. Лернер И.Я. Качество знаний. Каким оно должно быть? М., 1985.

  5. Малышева Надежда Александровна. Интегрированные творческие проекты как средство формирования учебной актвиности старших подростков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Брянск, 2006.- 159 с.

  6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Н.Ю.Пахомова. Методист. 2004. №1.

  7. Пидкасистый П.И, Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980

  8. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения А.С.Сиденко Журнал «Завуч». 2003. №6.

Просмотров работы: 428