ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.

Иванова Н.А. 1
1Алтайский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире.

Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная,

и психологическая, и медицинская, и педагогическая …»

М.М.Безруких

В школу приходят дети с разным уровнем готовности, с разным «набором» способностей, умений, поведенческих реакций. В начальной школе в первом классе индивидуальные различия особенно заметны.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается оптимальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих замедленный. Одна и та же учебная задача для одних учеников является сложной, для других – легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого прочтения, другим необходимо повторение, а третьим – разъяснение.

Отсюда следует, что успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе, особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, а также физическим состоянием.

Таким образом, перед учителем стоит задача – создать условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика на уроках и во внеурочной деятельности.

Для решения данной задачи учителю необходимо сделать следующее:

  • Наблюдать каждого ученика в период адаптации в 1 классе.

  • Провести педагогическую диагностику успешности обучения в начале сентября.

  • Проанализировать результаты педагогической диагностики и определить характер трудностей ученика.

  • Разработать программу индивидуальной траектории развития ученика, преодоления трудностей в обучении.

  • Фиксировать результаты продвижения ученика, сравнивать их с предыдущим результатом, вносить коррективы в программу индивидуальной траектории развития ученика.

Нужно различать трудности в обучении, понимать причины их возникновения. Трудности в обучении могут быть следующими: трудность в обучении чтению, письму; трудности при усвоении родного языка; трудности в процессе овладения читательской деятельностью; трудности в изучении математики; общая характеристика общеучебных трудностей обучения; общая характеристика трудностей межличностных отношений. Следует учитывать источники, влияющие на успеваемость – личность ученика, семья, школа, социальное окружение. С точки зрения содержания различают психические, педагогические, бытовые, медицинские факторы успеваемости.

Нами осваивается учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века». Особая ценность программы коррекционной работы в УМК состоит в том, что в ней приведена классификация и общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса. Комплект учебников реализует в образовательном процессе право ученика на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ученика. По основным предметам разработаны коррекционно-развивающие рабочие тетради, позволяющие учителю отойти от ориентировки на «среднего» ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения. Далее будем рассматривать одну группу трудностей – комплексная низкая готовность к обучению.

Для организации коррекционной работы с первоклассниками нами была проведена педагогическая диагностика.

Задачи диагностики:

1) создание психолого-педагогических предпосылок для развития универсальных учебных действий;

2) обеспечение комфортной образовательной среды за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программ;

3) коррекция форм и методов обучения в классе в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;

4) планирование индивидуальной педагогической работы.

Именно результаты этой диагностики легли в основу организации поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении.

Рассмотрим пример педагогической диагностики. Первая диагностика проверяет не предметные знания, а определяет сформированность у ребенка предпосылок к овладению грамотой и математикой. Детям предлагается 7 заданий на диагностических бланках. К каждому заданию дается инструкция учителя. За правильное выполнение задания ставится 3 балла. Высокий уровень готовности 20-21 балл. Результаты можно считывать по строкам и столбцам. Общий балл ученика в строке говорит о степени его готовности к овладению грамотой и математикой. Баллы в столбце говорят о степени сформированности определённого умения у группы учащихся.

Диагностика № 1 (конец августа - начало сентября)

ФИО

Умение передавать форму фигуры

Ориентация на плоскости

Умение выполнять операции слож и вычит

Умение сравнивать множества по числу элементов

Умение классифицировать, понимать основание классификации

Состояние фонематического слуха

Степень овладения звуковым анализом на уровне определения кол. звуков.

Общий балл

ФИ ученика

1

2

3

4

5

6

7

 

Роман

2

2

3

3

1

0

3

14

Игорь

2

3

3

3

3

3

3

20

Матвей

2

2

3

0

2

1

0

10

Артём

1

3

3

0

0

0

0

7

Андрей

1

3

2

3

1

0

0

10

Наблюдаем комплексную низкую готовность (низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой у Матвея, Артёма и Андрея (фамилии удалены).

У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонематический слух (0-1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом (0-1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, низок уровень зрительно-моторных координаций. Такая картина позволяет сделать вывод о том, что у этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения.

Группа учеников определена. Следующий шаг – это разработка системы заданий, направленных на развитие, устранение трудностей в обучении, разработка программы индивидуальной траектории развития ученика. «Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям» (И.С. Якиманская).

На этом этапе важно понимать, что нельзя переутомлять учеников, нарушать режим дня, оставлять ребенка каждый день на дополнительные занятия. Нужно использовать различные формы, методы и приёмы на уроке, которые позволят сделать обучение каждого ученика результативным. Важно создавать такие условия на занятиях, чтобы все ученики чувствовали свою значимость, успешность в обучении.

Так, работа в группе с распределением ролей позволяет каждому ученику в комфортных условиях проявить себя в решении учебной задачи.

Помогает осуществлять индивидуальный подход, учитывать темп развития каждого ученика использование на уроках тетрадей с печатной основой. В комплекте «Начальная школа ХХI века» это тетради «Я учусь писать и читать» и «Я учусь считать». Ученик решает такую учебную задачу, с которой может справиться сам или в сотрудничестве с учителем. Главное, чтобы ученик чувствовал успешность: «Я смог», «У меня вчера не получилось, а сегодня решил, я молодец, у меня всё получится».

Используются в работе также проверочные и контрольные работы, разработанные в нескольких вариантах по степени трудности. В каждом варианте есть и задания повышенной трудности, чтобы ученик мог думать, размышлять, так как ситуация посильной трудности развивает ученика.

Неуспеваемость ученика зависит от многих причин: неблагополучная семья, частые пропуски по болезни, заболевания нервной системы. Во всех случаях ученику необходимы внимание, забота учителя, а также, безусловно, индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия играют важную роль в развитии и поддержке учеников, испытывающих трудности в обучении. Такие занятия нужно проводить после достаточного для ребёнка отдыха. Занятия должны носить интегрированный характер. Продвижение ученика фиксируется учителем в свободной форме. Например:

Фамилия, имя ученика

Дата

Содержание занятия

Результат

Андрей

 

Рассматривание графического образа букв П, п; Т, т. Написание по образцу с проговариванием алгоритма написания и самостоятельно. Сравнение букв по высоте и ширине, употребление слов: выше, ниже, шире, уже. Счёт, сравнение количества написанных букв. Чтение слогов, слов.

Игра на внимание «Что исчезло?»

Выполнил все задания, форма букв соответствует образцу, научился считать от 1 до 10, обратный счёт от 10 до 1 с помощью учителя

Артём

   

Матвей

   

Содержание занятий должно быть направлено не только на усвоение предметных знаний, но и на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, речи. Обязательно нужно сотрудничать с родителями учеников данной группы, обсуждать с ними неудачи и успехи детей, выявлять причины.

В конце года определяется динамика и результаты работы за год, а также составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в 1 классе на все четыре года начального обучения, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Индивидуальный маршрут предполагает наличие кружков и секций вне школы. Учителю очень важно о них знать, чтобы ребенок не был перегружен. Проектирование индивидуальных образовательных программ позволяет преодолеть трудности в обучении детей.

Так будут созданы условия для индивидуального развития всех обучающихся, будет решаться одна из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Список литературы:

1. Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005

2. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Чтобы не возникли трудности: Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы /Под редакцией Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002.

Просмотров работы: 482