СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Алибекова К.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное время требует от всех сфер деятельности развития. Так становление России и создание открытого общества связано с началом взаимодействия с мировым сообществом, формированием новых социально-экономических отношений, переоценкой ценностей и изменением общественного мнения.

Данные изменения оказывают непосредственно влияние на различные сферы жизни, в том числе и сферу образования России в целом. В современном мире назрела необходимость сотворения такой системы воспитания, которая была бы конкурентоспособной, принимала во внимание интересы ребенка, региона его проживания и всей страны в целом. При этом невозможно не учесть того, что педагогическая система трудно взаимодействует со средой, в особенности социальной.

Предпосылками считаются нарушенная система социализации и социальной адаптации личности, вследствие этого, общество не может воздействовать на поведение индивида путем включения в структуру личности необходимых, социально применимых образцов поведения.

Образовательная система в наши дни находится в упадке и испытывает кризис. Так одной из главных причин снижения эффективности и качества образования стало массовое заимствование ценностей других стран, которые ведут к разрушению традиций, которые были созданы в отечественный период. Новые ценности вносят противоречивый характер в мировоззрение и социальную культуру различных народов, проживающих на территории РФ.

Отсутствие сформулированной базовой системы ценностей, принимаемых сообществом, отстранение муниципальных и негосударственных организаций и учреждений, публичных структур от общенациональной и региональной задачи обучения детей и подростков, игнорирование трудового, высоконравственного, патриотического и Физиологического воспитания как базовой основы формирования цивилизованного государства и его народа.

Все попытки, направленные на перестройку системы общего и профессионального образования, посредством совершенствования учебных планов и программ, не решили всех противоречий, основанных на социализации школьника. Так как социализация человека и есть процесс его развития во взаимодействии с окружающим его миром, для дальнейшей социальной адаптации в нем.

Социальная адаптация ребенка рассматривается и изучается уже на протяжении долгого времени, в основу ее разработки легли труды детских психиатров, психологов, социологов, педагогов, физиологов.

Как вывод, понятие адаптация можно рассматривать, как не только приспособление к эффективному функционированию в образовательной среде, но и выработка способности к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Принципиально разрешить делему социальной адаптации выпускника к новой системе социальных условий, новым взаимоотношениям, потребностям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.

Трансформация социальной ситуации в стране представило потребность в личности, способной выполнить преобразование среды на принципах демократизма и гуманизма. Организация российского образования обязана быть ориентирована на человека и его формирование с целью его удачной адаптации в новейшей социальной среде.

Для ввода новейших идей гуманистического воспитания, с учетом ориентации на личность, ее социализацию и адаптацию в современном обществе в настоящее время используют создание инновационных методик. Один из ярких примеров является появление инновационных образовательных учреждений — гимназий, лицеев, колледжей, учебно-воспитательных комплексов и т.п., они сочетают в себе новейшие концептуальные подходы обучения с педагогическими технологиями. Согласно целям создания таких учреждений, их деятельность будет способствовать более тесной взаимосвязи между образованием и жизненными реалиями в социуме.

Главной задачей классических лицеев, гимназий, колледжей считается подготовка к обучению в высших образовательных учреждениях тех, кто способен к интеллектуальному труду либо к конкретному виду деятельности. Именно в лицеях осуществляется допрофессиональная подготовка будущей социокультурной верхушки. Однако кроме профильного, глубокого исследования предметов, кроме профессиональной исходной ориентации в них решается массовая задача по обеспечению личного характера становления подростков с учетом их интересов и предрасположенностей на базе личностно-ориентированной педагогики.

Проблемы социальной адаптации рассматривались и акцентировались в различных науках: философских, социологических и психологических. Основными авторами, затрагивающими данную тему, были: Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Дюркгейм Э., Петровский А.В., Маслоу А., Рубинштейн С.Л.,Фель-дштейн Д.И., Щепаньский Я., Однако, не смотря на столь глубокое изучение процесса социальной адаптации, работ по проблеме социальной адаптации школьников в современном обществе в условиях деятельности образовательных учреждений нового типа, еще нет.

На основе уже изученного материала, был сделан вывод о том, что социальная адаптация зависит от многих факторов, в число которых можно отнести: физиологические, психические, эмоциональные и другие. Поэтому социальная адаптация ребенка в условиях образовательного учреждения будет зависеть от их личной удовлетворенности.

Так к основным факторам удовлетворенности можно отнести:

  • Удовлетворенность уровнем получаемого образования,

  • личностной направленностью образовательного процесса,

  • способностью обеспечить общее развитие и профессиональную ориентацию учащихся, совпадающую с их собственными интересами и намерениями,

  • от наполненности среды жизнедеятельности учащихся ситуациями социального выбора,

  • ответственности,

  • самостоятельности,

  • социальной и интеллектуальной активности,

  • творческого процесса.

Содержание воспитания и обучения должно обеспечить такую степень общественной зрелости выпускника школьного учреждения, который позволит ему преднамеренно и грамотно осуществить свой профессиональный выбор, свободно перейти из образовательной среды в среду социума, производственного объединения, Института, и остальных социальных структур.

Таким образом, социальная адаптация школьника в условиях образовательного учреждения, является главенствующем фактором его социализации и взаимодействия с современным обществом в целом. Отсюда образуется взаимосвязь личностной удовлетворенности в рамках школьного обучения и адаптации ребенка в современном обществе. Чем выше удовлетворенность, тем меньше ребенок испытывает эмоциональных, физических и психологических нагрузок, которые могут замедлить процесс адаптации. Из этого следует, что чем проще ребенок адаптируется к школьной среде, тем легче ему выйти в большой мир.

Просмотров работы: 1101