ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Сулейманова А.Н. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматривается существующие социальные проблемы становления и развития дополнительного образования. Дается описание причин существующих проблем, а так же решение этих проблем. Дается определение понятия «дополнительное образование». Перечисляются требования, применительно к дополнительному образованию, В.В. Путиным. Говорится о том, к каким положительным последствиям могут привести решение данных проблем, находящихся на территории РФ. Дается перечисление и количество учреждений на современном этапе России. Так же говорится, что в Российское законодательство будет оперативно реагировать на изменения потребностей детского и взрослого населения в образовании и эффективно решать задачи социально-экономического, политического, нравственно-воспитательного характера, так как создается система непрерывного образования. И в конце дается общий вывод.

Проблема становления, а так же развития дополнительного образования детей, очень актуальна в настоящее время. В последние годы сфера дополнительного образования детей испытывает системный и содержательный кризис, так как существующие межведомственные преграды не способствуют его эффективному развитию и снижают результативность деятельности учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование детей - феномен и процесс свободно избранного ребенком освоение знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, направленных на удовлетворение интересов личности, ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.

Требования к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей изложены Президентом РФ, Владимиром Владимировичем Путиным. Применительно к дополнительному образованию детей в статье отмечается, что за последнее время произошел отток из-за значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе. В.В. Путин, предложил вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Так, меры, принимаемые государством по развитию дополнительного образования детей, нашли свое отражение в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Правительству РФ поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 г. числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет средств из федерального бюджета.

Один из самых важных аспектов - отчуждение дополнительного образования от детей, это то, что количество старшеклассников, занятых дополнительным образованием, существенно падает. Профильное обучение и подготовка к ЕГЭ изъяли учащихся 9-11 классов из внешкольных учреждений. Анализ опыта учреждений дополнительного образования показывает, что в массовом порядке сегодня не обеспечивается потреб­ность старшеклассников в клубных формах времяпрепровождения, сегодня эти функции более эффективно реализуют коммерческие предприятия общепита и досуга (кафе, клубы и т.д.).

Исследуя законодательные документы, позволяет выявить следующие проблемы в нормативно-правовом регулировании дополнительного образования детей в субъектах РФ:

- отсутствие комплексного документа, который бы включал все блоки системы дополнительного образования детей и создавал основы ее нормативного регулирования на уровне муниципального образования, региона, республики;

-дополнительное образование детей имеет противоречивый нормативно- правовой статус. С одной стороны, во многих документах говорится о важности и значимости этой системы, о невозможности без ее участия полноценно развивать, воспитывать и обучать, но, с другой – мы можем видеть достаточно документов, где дополнительное образование упоминается лишь в списке перечислений уровней образования, без уделения ей должного внимания внутри. Доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья нормативно не закреплена.

В настоящее время остро стоит вопрос о регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе нормативной базы, находящейся в состоянии интенсивной разработки. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация, предполагающая обоснование нового государственного стандарта общего образования. Признание стандарта нового поколения инструментом реализации государственной политики в области образования на основе общественного договора позволяет приступить к разработке стандарта дополнительного образования детей при сохранении специфических характеристик этого феномена.

Решение этой задачи должно обеспечить возможность завершения перехода внешкольных учреждений в новое качественное состояние на основе дополненной нормативной базы и помочь преодолеть устоявшиеся стереотипы восприятия данной педагогической практики как «внеучебной деятельности».Дополнительное образование строго в соответствии с Законом России об образовании сориентировано на решение задач воспитания и обучения в их взаимосвязи и взаимозависимости. Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни. Цель непрерывного образования - целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей»

За последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности. Так, в 2010 году в России сегодня действует более 17 тысяч таких учреждений, в том числе 405 региональных и четыре, имеющих федеральный статус. Кроме того, в эту систему входят учреждения разной ведомственной принадлежности, в том числе 8,9 тысяч учреждений системы образования, 5,8 тысяч – культуры, 1,1тысячи – спорта, более 2 тысяч – общественных организаций; в них работало около 270 000 педагогических работников. В них занимается около 7 миллионов 600 тысяч, то есть более 50% российских школьников. Для сравнения, в стране около 52 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучается более 12 миллионов детей.

Сейчас в России только создается система непрерывного образования, которая будет оперативно реагировать на изменения потребностейдетского и взрослого населения в образовании и эффективно решать задачи социально-экономического, политического, нравственно-воспитательного характера в интересах личности, государства и общества.

Таким образом, на современном этапе становления российского дополнительного образования детей особое внимание уделяется проблемам его развития. Анализируя исследования, можно сделать вывод, что в системе дополнительного образования существуют некие противоречия. Данные противоречия возникли между стратегической установкой современной системы дополнительного образования детей на развитие ее законодательной и нормативно-правовой базы и отсутствием единых механизмов анализа этой базы; между высоким потенциалом законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей совершенствованию системы дополнительного образования, и недостаточной осведомленностью специалистов этой сферы о лучших образцах нормативно-правовых документов. Кроме того, противоречие существует между запросами учащихся и родителей, их ожиданиями от формы и методов ведения программ дополнительного образования, и фактическим содержанием дополнительного образования, реализуемым специалистами данной сферы.

Литература:

1)Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. 2с.

2)Грибов Д.Н. Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях. 1с.

3) Дополнительное образование детей в Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов. 3с.

Просмотров работы: 518