ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Исаев Д.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества, сопровождаемого лавинообразным ростом информации, кардинально меняется место системы образования, призванной обеспечить уровень владения знаниями, умениями и сформированность качеств личности, характеризующий готовность к инновационной профессиональной деятельности. С этих позиций формирование мотивов учебной деятельности первокурсников, связанных с усвоением содержания профессиональной деятельности, обеспечение соответствия уровня подготовки требованиям образовательных стандартов предопределяются адаптацией личности к образовательной среде, повышению эффективности педагогического процесса в вузе.

Наблюдаемый значительный отсев первокурсников, сложности во взаимоотношениях педагога и студента и т.д. актуализируют проблему адаптации к условиям профессионального образования, вследствие чего актуальное значение приобретает поиск эффективных подходов и методов педагогического взаимодействия, реализации системного подхода к вопросам адаптации личности к образовательной среде ВУЗа.

Анализ практики подготовки педагогических кадров в системе профессионального образования показывает, что за последние годы внедрены прогрессивные механизмы взаимодействия субъектов, появились инновационные формы организации, направленные на повышение качества знаний и адаптацию личности к условиям обучения в вузе. Следовательно, комплексный характер адаптационных процессов выступает критерием эффективности процесса обучения в вузе, организации педагогического взаимодействия с учетом особенностей выпускников, развитие их адаптивных способностей способствующих формированию педагогической, психологической, физиологической и социальной компонентов готовности к обучению в высшем учебном заведении.

Социализация личности, его адаптация в коллективе и обществе, включение в систему общественных связей исследованы в работах педагогов, психологов, социологов, где нашли отражение проблемы влияния социальной среды на адаптацию субъекта, особенностей микросреды на поведение личности, специфики совместной деятельности преподавателя и студента и т.д.

Адаптация личности к определенным социально-экономическим и другим условиям на современном этапе развития представляет собой многофакторную проблему.

Процесс социально-профессиональной адаптации может быть рассмотрен как необходимый в системе профессиональной ориентации молодежи.

В роли методов адаптации индивида выступают способы и приемы его самоорганизации, общения и деятельности, где организационно - деятельностный подход, как содержание процесса, определяет систему действий, направленных на развитие и изменение свойств личности в соответствии с задачами профессионального становления. При этом методы адаптации выступают в качестве приемов и способов педагогического воздействия на процессы становления личности специалиста.

Обучение представляет собой основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т.д. При этом, отмечается, что условиями данного процесса усвоения социального опыта, формирует эмоционально-ценностное отношение к действительности, развивает индивидуальные способности, интересы и т.д. осуществляемая через дифференцированное обучение и ведется в учебных заведениях в ходе практической деятельности.

По мнению Н.П. Лукашевич, профессиональная адаптация представляет собой это процесс приобщения подрастающего поколения к профессиональной деятельности, обусловленный правильностью выбора профессии, уровнем профессиональной ориентации, а также характером профессиональной подготовки.

При этом, автор в профессиональной адаптации выделяет два основных этапа:

  • подготовительный этап адаптации состоящей из периодов: выбора профессии; профессиональной подготовки; трудоустройства;

  • непосредственный этап адаптации, который проходит в педагогическом коллективе образовательного учреждения и характеризующийся как образование и развитие взаимных связей и отношений педагога со всеми структурами образовательного учреждения, основанный на взаимном обмене информацией и имеющий целью создание условий для развития личности, и эффективной реализации педагогическим коллективом своей функции.

Следует отметить, что связующим звеном между сферами образования и труда выступает период выбора профессии, рассматриваемого нами как начало самоутверждения личности в обществе.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что период профессиональной подготовки начинается с момента поступления на учебу в учреждение системы профессионального образования (начальное, среднее, высшее) во время которого продолжается формирование профессиональных ориентации.

На формирование профессиональной ориентации влияет ряд объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся, прежде всего, конкретные социально-экономические условия, которые будут определять место личности в системе производственных отношений, а также характер труда, его стимулирование, условия работы, отношения в трудовом коллективе. В современных условиях на эти факторы в значительной мере воздействуют экономическое состояние общества, безработица, отсутствие социальной защищённости.

К субъективным факторам следует отнести качества самой личности, интерес человека к содержанию своей деятельности, чувство удовлетворённости этой деятельностью, цели и мотивы, которые побуждают к дальнейшей самореализации.

С этих позиций целью подготовительного этапа адаптации к новым социально-экономическим условиям, по нашему мнению, предопределяется активностью формирования взаимной заинтересованности личности и коллектива образовательной учреждения, где важно быстрое включение студента в учебно-позновательную деятельность, освоении им целей и задач образовательного учреждения, его традиций и специфики, установлении нормальных личностных отношений в коллективе и т.д.

Следует отметить важность взаимного, а, следовательно, обоюдоактивного двустороннего характера обмена информацией, поскольку педагогический коллектив интересуется личностными характеристиками студента, чтобы создать условия для их раскрытия. Студент, в свою очередь, стремится в короткий срок больше узнать о своей будущей специальности, чтобы на основе полученной информации скорректировать свою учебно-познавательную деятельность и определить на этой базе линию поведения и построить отношения с сокурсниками и преподавателями.

Мы считаем, что наиболее систематичным и целесообразным использовать периодичность непосредственного этапа адаптации к условиям Вуза: предадаптация направленная на использование готовых элементов внутренней структуры адаптанта; инадаптация представляющая собой собственно адаптацию и постадаптация рассматриваемая как частное совершенствование. С большей осторожностью мы должны относиться к временным рамкам периодов адаптации и считать, что этот процесс слишком индивидуален и зависит как от адаптивных свойств индивида, так и специфики конкретного педагогического коллектива, конкретного образовательного учреждения.

В период предадаптации, на наш взгляд, происходит практическое ознакомление индивида с новыми обязанностями и требованиями со стороны коллектива и администрации, а также оценка последними уровня подготовки индивида и его способности выполнять функциональные обязанности. При этом продолжительность этого периода включает весь первый год обучения, поскольку в течение этого срока студент осваивает всю совокупность и специфику образовательного учреждения. Студент, приходя на новое место работы, как правило, сталкивается с недостатком информации, относящейся к его непосредственной деятельности в данной окружающей и социальной среде: о традициях Вуза, ее структуре, оборудовании и инвентаре спортивного зала и т.д. В идеальном варианте информационные связи с образовательными учреждениями могут быть установлены еще до прихода студента в образовательные учреждения.

Следует отметить, что первые недели и месяцы учебы вызывают большие трудности и по причине несовпадения реальной жизни с представлениями и ожиданиями выпускника школы, что особенно касается той части студентов, которые предъявляют высокие требования к условиям учебы, быта и т.д., не имея высокой подготовки и опыта. Кроме того, в этот период происходит анализ готовности индивида к учебе, как им самим, так и коллективом и администрацией общеобразовательного учреждения. В случае если оценка студента, коллектива и администрации совпадает и является положительной, то период предварительной адаптации можно считать завершившимся и необходим переход к следующему этапу. Если оценка отрицательная, то адаптация усложняется, и возможен негативный исход, вплоть до ухода из образовательного учреждения.

В период инадаптации индивид выполняет социальную роль студента, воспринимает цели и задачи педагогического коллектива Вуза и переходит к полнокровной учебно-познавательной деятельности. От эффективности, которой он ожидает удовлетворения не только материальных потребностей, но и возможности самореализации, повышения уровня знаний, умений и навыков, творчества, участия в общественной и управленческой деятельности Вуза, общения с коллегами по созданию неформальных взаимоотношений и т.д.

Следовательно, период инадаптации имеет определенную структуру, которая не ограничивается сферой учебной деятельности, но и включает в себя также организационную, социально-психологическую и материально-бытовую составляющие. При этом значительный диапазон сфер обусловлен многогранностью педагогической деятельности образовательного учреждения, которую осваивает индивид, предполагает разнородность процессов адаптации в каждой сфере, а, следовательно, многообразие социальных ролей, которыми молодой человек должен овладеть. Приобретение навыка вхождения в эти роли достаточно сложный процесс, детерминированный не только потребностями педагогического коллектива конкретного Вуза, но и зависимый от активности индивида, направленной на самореализацию себя как личности, и от того, насколько полно он сможет овладеть содержанием адаптационного процесса.

Несомненно, чрезвычайно сложно адаптироваться одинаково успешно во всех сферах, но адаптация ведущим к сферам - учебная и организационная требуют глубокой адаптации.

Степень взаимной активности и заинтересованности личности и педагогического коллектива зависит от полноты логических связей и отношений, которые возникают между ними.

В случае позитивной адаптации активность личности студента направляется на творческое применение накопленного опыта и знаний, укрепление потенциала образовательного учреждения, где объективным критерием служат успехи в учебной деятельности. В отличие от объективного субъективным критерием выступает удовлетворенность студента основными параметрами учебно-познавательной деятельности, так как существует непосредственная связь между уровнем адаптации и с удовлетворенностью личностью. Чем выше уровень адаптации, тем выше уровень удовлетворенности.

Установив объективный и субъективный критерии адаптации студента можно судить о качественных сторонах процесса адаптации к условиям Вуза и рассматривать адаптацию как логический результат становления личности будущего учителя.

Следовательно, можно сделать вывод, что обобщающим показателем позитивной адаптации студента кусловиям педагогического Вуза является поддержание такого уровня жизни, который позволяет сохранять или повышать профессиональный и социальный статусы, удовлетворять материальные и духовные потребности личности.

Литература:

  1. Абдуллина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // 1993,-№3-с. 165-170

  2. Лукашевич Н.П. Теория и практика самоменеджмента . Учебное пособие, 2002-360 с.

  3. Магомедова Л.И. Особенности воспитательной работы со студентами в педагогическом вузе. Монография

7

Просмотров работы: 214