ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

Ахмедова М.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, жизнерадостным, добрым и умным.

В качестве одного из источников существования и развития мира детства исследователи выделяют детскую субкультуру, передающую из поколения в поколение специфические способы организации детской жизни, нормы и ценности мировосприятия, общения и взаимодействия с окружающими [1].

В этом трудно процессе формирование человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и воплощать в реальность свой собственный потенциал. В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание у ребёнка уважительного отношения к родным и близким, к воспитателям, стремление порадовать близких добрыми и хорошими поступками, сильное желание быть нужным и полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и по порядку формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и делать что-либо сообща, умение выполнять требования, следовать примеру хороших людей: положительных героических персонажей из известных художественных произведений.

В нравственных воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирование уважительного отношения к окружающим, доброжелательность, волевые качества и сдержанно стюардесса происходят в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, чем мы думаем, взаимоотношения детей усложняются.

В процессе общения со сверстниками дети формируют свой собственный правовой кодекс, отличный от правового кодекса взрослых. Это компонент детской субкультуры, раскрывающей своеобразие норм поведения, взаимодействия взаимоотношений со сверстниками в том числе.

1.Правила вступления и выхода из различных форматов и видов детской деятельности.

Приведем пример: «Олег нехороший! Он в меня песком кидался! – А почему же ты не ушла? – А кто бы ему тогда сдачи накидал?».

2. Использование специфических способов воспитатель них воздействий на сверстников и своеобразный форм словесной самозащиты ( дразнилки, обзывалки и т.д.) в процессе разрешения спорных, конфликтных ситуаций.

Например, в ответ на обидное обзывалку ребёнок может ответить: « А я лесенку приставлю и все буквы переставлю !». тогда считается что человек который обидел сам остаётся « в дураках».

3.Ритуальные компоненты детского общения.

Например, примирительные ритуалы :

Мирись, мирись, Мирись,

И больше не держись,

А если будешь драться

То я буду кусаться,

А кусаться не причем

Буду драться кирпичом!

А кирпич ломается

Дружба начинается! [2]

В поведении старшего дошкольника ярче вступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам и себе. Ребёнок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнёра или группы сверстников, проявлял при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало усилий, которые нужно развивать и закрепить

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Очень полезно проанализировать их с точки зрения разнообразия потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

С этой точки зрения все средства познания можно разделить на три группы.

  1. Источники получения информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым.

  2. Источники поддающиеся частичном управлению со стороны взрослых (худ.литература, искусство, музыка).

  3. Источники которыми взрослый управлять не может, то есть случайная информация.

Отбирая содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста педагог всегда должен учитывать место каждой обучающий ситуации и каждого метода в общей системе воспитания направленной на нравственные формирование личности школьника.

Детская субкультура - особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.

Субкультура - форма социального образования детства, реализующая взаимодействие детей внутри своей группы. Носители основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи и ритуалы [3].

Основные задачи приобщения дошкольников к детской субкультуре:

Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения.

Расширение и обогащение опыта конструктивное взаимодействия с окружающими на межличностном уровне построения социальных организаций, отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.

Формирование образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

В ходе решения первой и второй задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребёнка в детское общество, накопление опыта взаимодействия между детьми разного возраста и пола, возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Используются следующие формы работы:

Презентации жизни детской группы:

Данная работа способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения.

Выставки авторские и тематические:

Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознания значимости своей личности.

Праздничные события и игровые тематические проекты:

Включение ребёнка в эти формы обеспечивает накопления опыта социальных взаимодействий, развитие сплоченности и эмоционального сближения друг с другом.

Совместные праздники детей и родителей:

В процессе подготовки и проведения, которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений.

Кроме того специфическая задача приобщения воспитанников дошкольного учреждения к детской субкультуре - формирование образа школьника как социально желаемой роли в будущем и готовности к её принятию.

Таким образом, при общении ребёнка к детской субкультуре способствует гармонизации, социализации, индивидуализации ребёнка в группе сверстников, осознанию своего «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Литература:

  1. Portalus.ru.

  2. Studme.org.

  3. www.maam.

Просмотров работы: 402