ИЗУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Алиев А.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с ком­пьютерами посвящено множество исследований. Ин­дустрия развлечений, захватывает большое количество людей, пре­имущественно детей и подростков. Новое увлечение носит двойственный ха­рактер: с одной стороны - широкие возможности использования новых ин­формационных технологий, с другой негативное влияние на психику подрост­ка.

В России число детей, проводящих время перед мониторами компьюте­ров дома или в компьютерном клубе, с каждым днем увеличивается. Во вре­мена Советского Союза была развита работа различного рода кружков, сек­ций, домов творчества, домов юных техников и т.д. На сегодняшний момент количество таких мест значительно уменьшилось. Секции стали либо плат­ными, либо ребенок о них ничего не знает. Современный ребенок и подросток предоставлен самому себе.

Сегодняшняя ситуация с компьютерными играми - это не только соци­альный, технологический и возрастной феномен. Это достаточно серьезная проблема, «свидетельствующая о полном бессилии взрослых, которым оста­ется только разводить руками, потому что сделать они ничего не могут» [5, с. 15]

Игровая компьютерная дея­тельность имеет более высокий ста­тус у мальчиков, чем у девочек, при этом доля регулярных пользовате­лей компьютера с возрастом увели­чивается.

Подобная высокая значимость компьютерной игры требует более де­тального изучения содержательных особенностей отношения к ней учащихся.

B.C. Собкин и Ю.М. Евстигнеева выделяют следующие причины обра­щения подростков к компьютерной игре: скучно; нечем заняться; желание победить соперника; уход от реальности; с целью обучения; желание получить эмоциональную разрядку; достичь высокого результата в игре; почувствовать превосходство над соперником.

По мнению исследователей, причинами игровой компьютерной зави­симости являются такие возрастные особенности детей и младших подростков, как слабая волевая регуляция, низкая учебная мотивация учащихся [3].

Ком­пьютерные залы провоцируют систематические прогулы занятий, психологи­ческий отрыв от школы со всеми вытекающими последствиями. Школа не конкурентоспособна с такой формой развлечений и времяпрепровождения в виртуальном мире. Современный ребенок, подросток взрослеет и развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное время многих подростков заполняется посещением компьютерных клубов или игрой на домашнем ком­пьютере. А также сложностями в отношениях с родителями или неблагополу­чием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информа­ции, отсутствием материального достатка в семье и т. д.

Ребенок организует свое свободное время в связи со своими интереса­ми, потребностями и возможностями. Младший подросток любит проводить время за компьютерными играми, которые привлекают его разнообразностью сюжетов, яркими реалистичными изображениями, звуковым сопровождением. Учащиеся пятых классов знают названия многих десятков компьютерных иг­рушек, делятся своими достижениями и результатами со своими сверстника­ми. Почти у каждого подростка есть свои любимые компьютерные игрушки, успехи и неудачи в которых он глубоко переживает.

Если умеренное проявление заинтересованности к компьютерным иг­рам является естественной потребностью младшего подростка к игре, то до­минирование зависимых тенденций, оказывает отрицательное влияние на его личностное развитие.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми может захватить ре­бенка настолько, что все другие дела (учеба, занятия в спортивной секции, прогулки, общение с друзьями, чтение книг и т.д.) отодвигаются на задний план. Во-вторых, многочасовое сидение за компьютером нарушает режим ре­бенка и вредно отражается на его здоровье.

Стремление младшего подростка пройти на более высокий уровень в игре или достичь более высоких результатов иногда настолько высоко, что он не может абстрагировать свое внимание ни на какие другие формы деятельно­сти. В этом случае можно предположить, что ребенок находится на начальной стадии игровой компьютерной зависимости.

Принципиальное значение имеют работы И. Хейзинга, в которых он характеризует своеобразие эмоциональных состояний, связанных с игрой; тяга к игре, включенность в игру, эмоциональная напряженность, праздничность и др.

Состязательность он рассматривал как один из определяющих суть иг­ры, обозначая его специальным термином «агонистическое начало игры». С понятием состязательности связаны такие моменты, как выигрыш, достиже­ния, стремление к результату в игре, и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значитель­ное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику компьютерной зависимости, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически по­строена как интервью, массовые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых.

В рамках исследовательской деятельности нами были разработаны диагностические опросники для дошкольников, младших школьников и подростков с целью выявления пред­расположенности к компьютерной зависимости. По результатам проведённых экспериментальных исследований были установлены достоверные взаимосвязи, обуславливающих причины возникновения компьютерной зави­симости в различных возрастных группах [2].

Выявленоо, что у подростков, проводящих свободное время за компью­тером, способность к различению сложных пространственных паттернов зна­чимо выше, чем у их сверстников. "Компьютерная" группа подростков показа­ла также более обширные знания в области техники и технологии [69].

Исследования показывают, что у подростков, увлекающихся компью­тером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).

О сходных результатах сообщает Шпанхель, который обнаружил, что подростки из "компьютернойгруппы меньше читают и мастерят. Кроме того, они больше смотрят видео и телевизор и, как это ни парадоксально, больше занимаются спортом [1].

Также подростки, любимым хобби которых являются занятия с компью­тером, значимо чаще указывают, что оно будет связано с будущей профессией. Эти факты дают основание полагать, что занятия с компьютером усиливают ожидание успеха и веру подростков в собственные способности.

Итак, влияние компьютерных игр на личностное развитие ребенка но­сит двойственный характер. С одной стороны, компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Ребенок, хорошо владеющий на­выками работы с компьютером, быстро выбирает стратегию поведения или самообучения.

С другой стороны, частые сеансы компьютерной игры, способствуют вырабатыванию привычки к виртуальному миру. Во-первых, ребенок может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот.

Во-вторых, компьютерные игры вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выпол­нения учебных задач.

Говоря о практической направленности исследования, необходимо подчеркнуть, что немаловажными представляются следующие диагностиче­ские направления: разработка методологического аппарата для установления наличия зависимости у младшего подростка; определение современных тен­денций в развитии компьютерной зависимости у детей младшего подростково­го возраста; выявление признаков индивидуально-психологического и соци­ального характера, способствующих формированию игровой компьютерной зависимости.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990

2.Иванов М.С, Авилов Г.М. Психологическая характеристика ролевой компьютерной игры как особого вида деятельности // Сибирская психология сегодня. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2002. - С. 41-55.

3. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978.

4. Маркой А.С. Личностная зависимость. М. 1997. 114с.

5.Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12

6. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми// Вестник МГУ, сер. 14 (Психология), 1991, № 3.

7. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. Психологический журнал, том 20, №1, 1999

Просмотров работы: 354