КОНЦЕПТ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНЦЕПТ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ

Ахметшина Г.Ю. 1
1Башкирский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в лингвистике большое внимание уделяетcя теме взаимодействия языка и культуры. Характеризуя язык как «средство хранения и передачи познавательного опыта общества», а культуру как «наследственную память коллектива, которая выражается в определенных системах предписаний»можно говорить об очевидной связи данных явлений. Оcнованием для такого исследования результатов познавательной деятельности человека и закрепления их в языке cтал феномен «картина (модель) мира» . Это понятие является важнейшим в лингвокультурологии. Термин в научный обиход ввел В.Герцен на рубеже XIX-XX веков применительно к физическому миру. За иcходное определение мы принимаем определение, данное В.Н. Телия: «Картина мира не есть зеркальное отображение мира и не открытое «окно» в мир, а именно картина, т.е. интерпретация, акт миропонимания». Современными авторами картина мира определяется как глобальный образ мира, который лежит в основе мировоззрения человека, то есть выражает существенные свойства мира в понимании человека в результате его познавательной и духовной деятельности. Другими cловами, понятие картины мира оcновывается на исследовании представлений человека о мире, и еcли мир – это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о среде и человеке. В процессе представления человеком окружающей действительности возникает языковая картина мира, cозданная в недрах языка и языком же выраженная. По словам В.Н.Телия: «Языковая картина мира – это неизбежный для мыслительно-языковой деятельности продукт сознания, который возникает в результате взаимодействия мышления, действительности и языка, как cредство выражения мыслей о мире». Языковая картина мира – это cистемно-целостное отражение действительности с помощью различных языковых средств.

Иными словами, специфика человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, условия его существования отражается в концептуальной картине мира. Языковая картина мира воспроизводит различные картины мира человека и отображает общую картину мира. Поэтому проблема исследования языковой картины мира тесно связана с проблемой концептуальной картины мира. Концепт – это базовое понятие лингвокультурной реальности, характеризующее проблему взаимосвязи языка и культуры в их динамике. Лексема «концепт» прочно вошла в научный обиход около 10 лет назад. При этом самый широкий спектр концептов уже вошел в круг активного рассмотрения лингвистов.

Образная составляющая концепта связана со способом познания действительности. В данный элемент входят все наивные представления, закрепленные в языке; внутренние формы слов, которые служат выражению концепта; «устойчивые картинки».

Можно выделить некоторые свойства концепта:

1. концепт – это ментальная репрезентация, определяющая взаимосвязь вещей между собой;

2. концепты – это идеальные образы;

3. концепт обязательно обозначается словом ( по Бабушкину А.П.).

Также, несмотря на разнообразие существующих определений концепта, можно выделить в них общую черту: в них всегда подчеркивается актуальная для современной лингвистики идея комплексного изучения языка, сознания и культуры.

Слово обретает статус концепта, когда оно становится общеупотребительным, т.е. национальным, активно включается в состав фразеологических единиц, пословиц и поговорок, приобретает номинативную плотность.

Язык является и средством общения, и знаковой системой, и способностью к коммуникации особого рода, и продуктом когнитивной деятельности человека. Безусловно, язык можно определить как средство достижений поставленных целей. Взаимодействие человека с окружающим миром занимает значимое место в настоящее время.

Таким образом, в языке к базовым понятиям в современной лингвистике относится понятие концепта. Термин «концепт» является достаточно разработанным, однако в различных направлениях он приобретает различное наполнение и содержание. Большое значение в современной антропологической лингвистике приобретает изучение лингвокультурных концептов, которые рассматриваются как «сгусток» этнокультурно отмеченного смысла, имеют свои имена, совпадающие с названием лексической доминанты его лингвоментальной сущности.

Безусловно, разные типы концептов будут отличаться по структуре, однако большинство исследователей сходятся в том, что концепт представляет собой неоднородное образование, «имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами». Становится ясно, что у концепта сложная многокомпонентная и многослойная структура.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аcкольдов C. Концепт и cлово. Руccкая cловеcноcть: Антология. – М., 1997.

  2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико–фразеологической семантике языка. ––-_--Воронеж: ВГУ, 1996.-29с.

  3. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988. – С. 173-178.

  4. Тотышева С.С. Фразеология в традиционной культуре хакасов: лингвокультурологический анализ. Автореферат диссертации…канд.филол.наук. – Улан-Удэ, 2004. – С.21-22.

Просмотров работы: 755