Иными словами, специфика человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, условия его существования отражается в концептуальной картине мира. Языковая картина мира воспроизводит различные картины мира человека и отображает общую картину мира. Поэтому проблема исследования языковой картины мира тесно связана с проблемой концептуальной картины мира. Концепт – это базовое понятие лингвокультурной реальности, характеризующее проблему взаимосвязи языка и культуры в их динамике. Лексема «концепт» прочно вошла в научный обиход около 10 лет назад. При этом самый широкий спектр концептов уже вошел в круг активного рассмотрения лингвистов.
Образная составляющая концепта связана со способом познания действительности. В данный элемент входят все наивные представления, закрепленные в языке; внутренние формы слов, которые служат выражению концепта; «устойчивые картинки».
Можно выделить некоторые свойства концепта:
1. концепт – это ментальная репрезентация, определяющая взаимосвязь вещей между собой;
2. концепты – это идеальные образы;
3. концепт обязательно обозначается словом ( по Бабушкину А.П.).
Также, несмотря на разнообразие существующих определений концепта, можно выделить в них общую черту: в них всегда подчеркивается актуальная для современной лингвистики идея комплексного изучения языка, сознания и культуры.
Слово обретает статус концепта, когда оно становится общеупотребительным, т.е. национальным, активно включается в состав фразеологических единиц, пословиц и поговорок, приобретает номинативную плотность.
Язык является и средством общения, и знаковой системой, и способностью к коммуникации особого рода, и продуктом когнитивной деятельности человека. Безусловно, язык можно определить как средство достижений поставленных целей. Взаимодействие человека с окружающим миром занимает значимое место в настоящее время.
Таким образом, в языке к базовым понятиям в современной лингвистике относится понятие концепта. Термин «концепт» является достаточно разработанным, однако в различных направлениях он приобретает различное наполнение и содержание. Большое значение в современной антропологической лингвистике приобретает изучение лингвокультурных концептов, которые рассматриваются как «сгусток» этнокультурно отмеченного смысла, имеют свои имена, совпадающие с названием лексической доминанты его лингвоментальной сущности.
Безусловно, разные типы концептов будут отличаться по структуре, однако большинство исследователей сходятся в том, что концепт представляет собой неоднородное образование, «имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами». Становится ясно, что у концепта сложная многокомпонентная и многослойная структура.
ЛИТЕРАТУРА
Аcкольдов C. Концепт и cлово. Руccкая cловеcноcть: Антология. – М., 1997.
Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико–фразеологической семантике языка. ––-_--Воронеж: ВГУ, 1996.-29с.
Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988. – С. 173-178.
Тотышева С.С. Фразеология в традиционной культуре хакасов: лингвокультурологический анализ. Автореферат диссертации…канд.филол.наук. – Улан-Удэ, 2004. – С.21-22.