Л. С. Выготский, А. И. Липкина, Л. М. Фридман занимались исследованием мотивации школьников в период отрочества, а Ж. Ньютен занимался изучением мотивационной сферы подростков и юношей 14 – 17 лет. В связи с этим, нуждается в уточнении само понятие «мотивационная сфера личности».
Термин мотивационная сфера, включает в себя аффективную и волевую сферы личности, переживание удовлетворения потребности. В общем смысле слова, мотивация – это сложное объединение движущих сил поведения, которое открывается личности в виде интересов, целей, потребностей, идеалов, влечений, непосредственно детерминирующих человеческую деятельность.
Мотивация или мотивационная сфера в широком смысле слова – это стержень личности, который характеризуется такими свойствами, как эмоции, установки, направленность, волевые качества, социальные ожидания, притязания, ценностные ориентации, и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, следует отметить, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивационная сфера интерпритируется как совокупность, психологически разнообразных факторов, которые детерминируют поведение и деятельность личности.
Поскольку процесс формирования мотивации связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, поэтому на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива. Необходимо подчеркнуть, что новообразованием является не мотивация, а мотиваторы, т.е. психологические факторы, влияющие на процесс мотивации и формирование намерения.
Как отмечает Л. И. Божович, в старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.
Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность выработать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность.
При наступлении юношеского возраста возможно говорить о признаках личностной зрелости, которая базируется на создании у личности определенной ориентации на будущее и построении жизненной перспективы, на развитии самосознания и механизмов личностной рефлексии. Главная особенность этого возрастного перехода характеризуется важностью выбора жизненного пути и профессии, личностного самоопределения, выработки системы нравственных ценностей. Процесс перехода детей из подростков на новый возрастной этап зачастую связан с решением острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими и новыми физическими и психологическими возможностями и притязаниями детей. В случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности происходит обострение свойственных возрастному кризису негативных поведенческих проявлений и, наоборот, смягчаются, не исчезая полностью, при правильном, чутком воспитании.
С целью изучения особенностей мотивации достижения детей в старшем школьном возрасте было проведено исследование на базе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 41» г.о. Саранск Республики Мордовия. В исследовании использовались следующие диагностические методики: 1) Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; 2) Методика диагностики достижения мотивации к избегания неудач (А. Мехрабиан). Для провeдeния исследования было отобрано 35 детей, учащихся 10 «А», 10 «Б» классов, в возрасте 16-17 лет.
Результаты исследования мотивации успеха (по методике Т. Элерса) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики мотивации к успеху
Уровни Испытуемые |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Умеренно высокий уровень |
Слишком высокий уровень |
Группа 1 ( 10 «А») |
20% (4 чел) |
25% (5 чел) |
40% (8 чел) |
15% (3 чел) |
Группа 2 ( 10 «Б») |
20% (3 чел) |
25% (4 чел) |
40% (6 чел) |
15% (2 чел) |
По данным таблицы 1 можно говорить о том, что у многих детей (у 40% от общего количества детей, участвующих в исследовании) данный показатель сформирован на умеренно высоком уровне. Старших школьников со слишком высоким уровнем мотивации к успеху выявлено мало (15% от общего количества детей, участвующих в исследовании). Кроме того, у 25% старших школьников выявлен средний уровень мотивации к успеху, низкий уровень зафиксирован у 20%.
Результаты диагностики школьников мотивации к избеганию неудач (по методике А. Мехрабиан) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач
Уровни Испытуемые |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Умеренно высокий уровень |
Слишком высокий уровень |
Группа 1 (10 «А») |
20% (4 чел) |
40% (8 чел) |
20% (4 чел) |
20% (4 чел) |
Группа 2 (10 «Б») |
20% (3 чел) |
40% (6 чел) |
20% (3 чел) |
20% ( 3 чел) |
Согласно данным таблицы 2 можно сделать вывод, что у многих школьников (у 40% от общего количества детей, участвующих в исследовании) данный показатель сформирован на среднем уровне. Старших школьников со слишком высоким уровнем мотивации к избеганию неудач выявлено 20% от общего количества детей. Кроме того, у 20% старших школьников выявлен средний уровень, и у стольких же низкий уровень мотивации к избеганию неудач.
Таким образом, анализ результатов исследования показал следующие выводы: у учеников преобладает умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха (по методике Т. Элерса). Согласно результатам диагностики школьников мотивации к избеганию неудач (по методике А. Мехрабиан) можно сделать вывод, что: у учеников преобладает средний уровень.