Интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Использование интерактивных методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке, т.к. все ученики вовлечены в учебный процесс одновременно, а учитель является организатором и руководителем этого процесса [3]. Учебный процесс с использованием интерактивных приемов обучения проходит в режиме ученик-ученик, ученик-класс, ученик-группа, группа учащихся-класс, анкетирование и др.
Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, метод мозгового штурма, метод критического мышления, мини-исследования, конкурсы, игры, ролевые игры, метод анкетирования, проектную деятельность и др. [2]
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать психо-эмоциональное здоровье детей. формировать жизненные навыки, поощрять активное участие каждого в учебном процессе, эффективно усваивать учебный материал;
Наиболее распространенными интерактивными формами обучения в начальной школе являются: творческие задания; работа в малых группах ролевые и деловые игры, имитации; экскурсии); внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); тестирование; дистанционное обучение. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»); тренинги.
Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся [1]. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
Формирование познавательных УУД тесно связано с формированием и развитием умений пользоваться Интернет- и цифровыми ресурсами. Готовясь к урокам окружающего мира, ученики пользуются текстовым редактором, выполняют основные операции с текстом, сохраняют информацию, копируют, передают, выводят в печать, создают графические изображения, работают в программе Power Point, пользуются поисковиками Интернет, электронными энциклопедиями и справочниками. Эта работа также происходит в группах, ученики оказывают необходимую помощь друг другу.
Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет учителю повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более полно развивать индивидуальные способности учеников, а также создать условия для развития здоровья и достижения успешности всеми учащимися.
Применяя на уроках интерактивные методы обучения, учитель добивается новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
Литература:
Кокаева И.Ю Развитие творческого мышления студентов - будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. // European Social Science Journal. 2013. № 12-2 (39). С. 119-123.
Кокаева И.Ю. Использование активных форм и методов обучения в процессе освоения студентами педагогического направления дисциплины «безопасность жизнедеятельности» // European Social Science Journal. 2014. № 9-3 (48). С. 125-130.
Кокаева И.Ю. Основы педагогической психогигиены / И. Ю. Кокаева; Москва, 2015 (2-е издание).