ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТОВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТОВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Орлова А.В. 1, Гребенникова Ю.С. 1
1НИУ БелГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Исследования, проводимые на сегодняшний день, текущего социально – экономического положения в России показывают, что совершаемые реформы непосредственно влекут за собой увеличение неравенства по доходам среди разнообразных групп населения и, как следствие, по уровню жизни. Заключительной целью работы любого правительства на уровне региона и страны, в общем, является улучшение уровня жизни граждан, для оценки которого требуются специальные показатели, и одним из таких является прожиточный минимум. Вопросы, непосредственно касающиеся данного показателя, уже продолжительно долго являются актуальными, и многие из них, а именно по данной проблеме остаются нерешенными и требуют тщательного анализа.

Бесспорно, что каждый житель задумывался и возможно размышлял о вопросе экономического благосостояния нашей страны. Размышлять на эту тему можно бесконечно много и долго. Самым знакомым является вопрос: «Как прожить на прожиточный минимум?». Величина прожиточного минимума определяется по ведущим социально –демографическим группам населения: для трудоспособных граждан, пенсионеров, детей, а также средняя – в расчете на душу населения. Величина прожиточного минимума устанавливается в целом по России - Правительством Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации - их органами исполнительной власти. Размерность коэффициента прожиточного минимума с 2006 года по сегодняшний день, в общем, по стране рассчитывается на основании потребительской корзины, которая была установлена Федеральным законом от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». [3]

Проводимые модификации и пересмотры состава потребительской корзины влекли за собой в основном рост величины прожиточного минимума, в целом по Российской Федерации. Содержимое потребительской корзины это понятие, периодически преобразуемое, и оно пересматривается не реже одного раза в пять лет для всех ведущих социально-демографических групп в целом по России, так же стоит отметить, что уточняется методика определения.

Минимальный размер оплаты труда — это законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Величина прожиточного минимума за 4 квартал 2016 годаустановлена Постановлением Правительства Белгородской области № 28-пп от 30 января 2017 и составила 8722 рублей для трудоспособного населения.[5]

Среди экономистов дискутируются вопросы, как соотносится МРОТ с величиной прожиточного минимума, и для какой группы трудоспособного населения рассчитывается его величина. Многие считают, что в существующих условиях в величине прожиточного минимума трудоспособного населения недостаточно рассмотрены как культурные, так и образовательные, медицинские потребности работников, которые оплачиваются ими за счет своих доходов, и прежде всего, за счет заработной платы. Поэтому рекомендуется на законодательном уровне сформулировать обоснование минимальной заработной платы и непосредственно отразить осуществляемые её ведущие функции.

Среди европейских стран значение МРОТ России занимает 23 место по его величине, среди других. Люксембург является страной с самым высоким уровнем МРОТ, значение, зафиксированное в данной стране, составляет 75600 рублей.

Индексация МРОТ производится правительством Российской Федерации периодически. Несомненно, те граждане, заработная плата которых находится в непосредственной зависимости от МРОТ (в частности, граждане, занятые в бюджетной сфере, работающие по совместительству, а также неполный рабочий день) положительно воспринимают информацию о повышении данной величины. Таким образом, МРОТ в реальном выражении, то есть по отношению к прожиточному минимуму, в основном имеет тенденцию к росту.

Таблица 1

Динамика прожиточного минимума в Белгородской области

Период (квартал, год)

На душу населения,

руб./мес.

Для трудоспособного

населения, руб./мес.

Для пенсионеров,

Руб./мес.

Для детей,

руб./мес.

IV квартал 2016

8099

8722

6766

7851

III квартал 2016

8187

8809

6809

8012

II квартал 2016

8221

8826

6822

8150

I квартал 2016

8105

8703

6744

7999

IV квартал 2015

7918

8526

6621

7668

III квартал 2015

8073

8694

6727

7854

II квартал 2015

8329

8955

6897

8229

I квартал 2015

8217

8843

6839

8032

IV квартал 2014

6842

7385

5747

6514

III квартал 2014

6743

7279

5655

6432

II квартал 2014

6824

7363

5698

6564

I квартал 2014

6369

6866

5321

6146

Для рациональной оценки и объективного анализа значений прожиточного минимума и используя данные об изменении прожиточного минимума Белгородской области, был произведен анализ и рассчитана динамика изменения прожиточного минимума для определенной категории людей. Анализ динамики изменения на душу населения показал следующее, в исследуемом отрезке времени, начиная с I квартала 2014, заметна тенденция увеличения значения, но наиболее сильный и весомый скачок произошел в I квартале 2015, более чем на 20%. Данная зависимость к увеличению прожиточного минимума продлилась, но можно заметить, что весьма, не долго, и уже в III квартале 2015года показатель уменьшился приблизительно на 3%, в IV квартале так же происходит спад данной величины. Начиная с I квартала 2016 картина меняется, но не значительно, изменение составило 187 рублей, во II квартал 2016 года 116 рублей. С III квартала заметен спад данной величины, и в итоге на IV квартал 2016 года приходится 8099 рублей на душу населения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее высокое значение при данном промежутке времени было во II квартале 2015 года – увеличение составило 30%. Рассчитав динамику значений прожиточного минимума Белгородской области для трудоспособного населения, можно судить о том, что значения в данный период потерпели изменения как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону. Проведенные подсчеты и исходные значения показали, что с I квартала 2014 года по II квартал 2014 происходит увеличение на 7%, далее значительных изменений не наблюдается, затем, начиная с IV квартала 2015 заметна весьма ощутимая тенденция к увеличению, и данный подъем значения происходит вплоть до II квартала 2015, более чем на 30%. Во II квартале 2016 года данное значение увеличилось, однако уже начиная с III квартала заметно уменьшение.

Проведенный анализ, отражает, что изменения прожиточного минимума характеризуется плавными переходами. Прожиточный минимум трудоспособного населения наоборот устойчиво возрастает. Начиная с I квартала 2014 заметна линия к увеличению значения, вплоть до II квартала 2015, где величина прожиточного минимума в размере 6897 рублей является наибольшей за весь предусмотренный временной интервал, в данном квартале значения возросли почти на 30% по сравнению с I кварталом 2014.

Динамика прожиточного минимума Белгородской области для детей, имеет неустойчивый характер. Начиная с I квартала 2014 года, происходит постепенное увеличение значения, и данная положительная зависимость происходит вплоть до II квартала 2015 года, где значение данного квартала зафиксировало наибольшую величину в размере 8229 рублей, на 33% больше по сравнению с I кварталом 2014 года. Затем отмечается уменьшение значения почти на 5% по сравнению с предыдущим кварталом. Получается, что изменение прожиточного минимума в Белгородской области находится в постоянном изменении, и его значение рассчитывается на основе потребительской корзины. Наибольшие значения прожиточного минимума (всех категорий граждан) были во II квартале 2015, чему свидетельствуют данные таблицы 1.

Статистические данные свидетельствуют, о том, что в России численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода составляет 13,3 % от общей численности населения (по данным Росстата). С 1 июля 2016 года величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) выросла до 7500 рублей в месяц. МРОТ с 1 января 2017 года в России увеличен не будет. Индексация МРОТ на 4% обусловлена прогнозными показателями инфляции. Это предусмотрено соответствующим законопроектом.

Рис.1. Динамика МРОТ в Российской Федерации за 2000-2016 гг.

Из графического анализа видно, что за исследуемый период происходит поэтапное увеличение значения МРОТ. Прогнозные значения данного показателя при нынешней тенденции к увеличению, также будут стабильно расти.

В настоящее время необходимо пересмотреть состав потребительской корзины, так как действующий состав не отражает реальную структуру и размер потребления. Она не учитывает тот факт, что услуги здравоохранения, образования в некоторых случаях имеют денежный эквивалент. Также платными в большом количестве стали социальные услуги.

В общей сложности, характеризуя 2016 год и ситуацию на рынке труда, можно охарактеризовать как весьма подвижную. Была заметна довольно неоднородная динамика показателей. В начале года продолжилась тенденция роста численности безработных, сформировавшаяся в конце 2014 года и обусловленная ухудшением экономического положения в стране. Согласно отчету безработица на конец прошлого года составила 5.4% Сейчас необходимым и приоритетным является стремление к тому, чтобы законодательно утвержденный прожиточный минимум, смог соорудить некую систему социальных гарантий на новой благоприятной основе, которая не применялась в нашей стране ранее.

Увеличение минимальной заработной платы и доведение данного значения до величины прожиточного минимума, в настоящее время является центральной и ключевой задачей. Шаги в данном направлении уже проводятся. Данные мероприятия планируются произвести к 2020 году. В 2017 году были совершены действия в этом направлении. Так Президент России Владимир Путин 20 декабря 2016 года подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона» «О минимальном размере оплаты труда», направленный на повышение МРОТ.[2] Правительство предложило увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 июля 2017 года на 4% до 7800 рублей.

Список литературы

1. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 г. №1 34-ФЗ (ред. от 24.10.1997) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения – 12.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. « О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (ред. 19.06.2000) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения – 12.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения – 12.03.2017 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. О потребительской корзине в Белгородской области [Текст]: Региональный закон от 4 апреля 2013г. №187 [Электронный ресурс]: режим доступа: http://rg.ru свободный.

5. Об установлении величины прожиточного минимума по Белгородской области за IV квартал 2016 года Постановление Правительства Белгородской области от 30.01.2017 г. № 28-пп [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.belregion.ru , свободный.

Просмотров работы: 468