В сфере последних освещенных коррупционных скандалов можно сказать, что коррупционер мало чем отличается от обычного мошенника. Коррупционер-чиновник, имея определенную государственную власть, пытается «выжать» из своего должностного положения максимально возможную нелегальную прибыль, тем самым нанося вред государству.
В 2015 году международная неправительственная организация Transparency International опубликовала свой очередной рейтинг индекса восприятия коррупции (ИВК). Он измеряет уровни восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. ИВК за 2015 г. ранжирует 167 стран мира по шкале от 0 до 100 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто – наименьший. Самый высокий рейтинг, согласно докладу, у таких стран, как Дания, Швейцария (91 и 86 баллов соответственно), в них коррупция находится на самом низком уровне. Самый высокий уровень коррупции в таких странах, как Северная Корея (8 баллов), Узбекистан (19 баллов). Россия получила 29 баллов и заняла 119 место в общем рейтинге (рисунок 1).
Рисунок 1 – Индекс восприятия коррупции 2015
В настоящее время больше всего коррупция процветает в сферах государственных закупок, недропользования, земельных отношениях и строительстве, таможенной и налоговой сферах. Именно в них за последние годы отмечен значительный рост причиненного ущерба. Однако России с начала 2000-х годов по настоящее время произошло значительное снижение преступлений экономической направленности (в том числе, коррупционной), что положительно влияет на общее состояние экономики государства (рисунок 2) .
Рисунок 2 – Динамика преступлений экономической направленности
Огромные потери возникают в сфере государственных закупок. Согласно исследованиям, потери составляют около 30%. По оценкам экспертов, коррупция в данной сфере стоит на втором месте после получения различного рода разрешений, справок и лицензий. Эксперты ВШЭ (Высшей школы экономики) в своем докладе «о системе закупок» на основании данных Росстата, Минэкономразвития – Федерального казначейства, Счетной палаты – Портала закупок, отметили, что новый закон о контрактной системе, который сменил прежнюю систему госзаказа, пока не сделал ее достаточно эффективной.
Государственные закупки являются крупнейшим сегментом экономики Российской Федерации. Он составляет приблизительно 12-13% Валового Внутреннего продукта страны. Поэтому неудивительно, что именно в этом секторе процветает взяточничество, вымогательства, манипулирование ценами. Объемы госзаказа составляют ежегодно около 20 тлн.руб., и 40% от этой суммы остается в тени. На сегодняшний день создание прозрачной и конкурентной среды в области государственных и муниципальных закупок является одной из главнейших задач. Важным инструментом, который позволяет повышать эффективность государственных закупок, а также снизить коррупцию, можно считать организацию открытой системы конкурентного отбора предложений поставщиков товаров, работ и услуг, а также оперативной системы мониторинга выполнения контрактов.
Несмотря на все сложности в системе госзакупок, этот рынок остается достаточно интересным, перспективным и привлекательным.
Рисунок 3 - Информация по закупкам, размещенные извещения
Анализируя информацию по закупкам на официальном сайте Минэкономразвития России, можно сделать вывод, что закупки в данном сегменте достаточно существенны. В 2014 году из-за введенных санкций в отношении Российской Федерации произошло незначительное снижение размера закупок по сравнению с предыдущим 2013 годом.
На исполнения мер борьбы с коррупцией направлен закон №44-ФЗ, который призван создать единую информационную систему в сфере госзакупок и обеспечить наличие строгого механизма отбора поставщиков, и стимулировать введение ответственности чиновников за результативность обеспечения госзаказов. Этот закон также позволяет создать равные конкурентные условия для поставщиков, участвующих в конкурсе.
Также весьма эффективным средством борьбы с коррупцией можно считать народную борьбу. Выступая на различных экономических форумах и других подобных мероприятиях, президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно говорил о роли общественности в решении данной проблемы. В настоящее время успешно работает портал по борьбе с коррупцией, который открыло движение Общероссийский Народный Фронт (ОНФ). Любой заинтересованный гражданин может разместить на этом портале информацию о нарушениях процедуры проведения госзакупок. Этот портал в своей работе активно использует не только члены ОНФ, но и общественность, пресса. Некоторые политики и общественные деятели заявляют, что принятий закон №44-ФЗ и работа Народного фронта внесли положительный вклад в экономику Российской Федерации.
Нужно отметить, что в России борьба с коррупцией ведется менее жесткими методами, чем в других странах. Например, в Китае деятельность чиновников очень строго контролируется, а за коррупцию предусмотрена такая суровая система наказания, что во многом исключает коррупцию в госзакупках и госзаказах.
Одной из самых острых социальных проблем, которая стоит перед правительством – это коррупция в сфере государственных закупок. Из-за нее подрывается экономика, появляются нелегальные схемы, происходит расслоение общества. Решить данную проблему можно только системно; необходимо регламентировать все процедуры, связанные с госзакупками и госконтрактами, ужесточить контроль за должностными лицами, принимающих решения, развивать конкуренцию не только среди поставщиков, но и среди заказчиков, усилить ответственность за коррупцию, усовершенствовать законодательство, вовлечь еще большее количество граждан в антикоррупционную деятельность.
Анализируя опыт других стран, можно сказать о том, что полностью избавиться от коррупции в госзакупках не получилось ни у одной страны в мире, однако это не значит, что меры по снижению ее уровня неэффективны.
Для борьбы с коррупцией необходимо не только полноценное гражданское общество, но и независимые общественные институты, грамотная работа средств массовой информации, а также необходимо повышать уровень прозрачности в работе всех ветвей и уровнях власти.
Литература
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, № 14, ст. 1652
Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
Газета Ведомости «ВШЭ: коррупция при госзаказе не снижается» URL:http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/05/29/594247-vshe-korruptsiya-pri-goszakaze-ne-snizhaetsya
6