Совместно с такими важнейшими аспектами коммуникации, как мимика, поза, взгляд, жест просодика создает специфическую эмоциональную окраску речи. В норме все названные элементы задействованы в речевом общении, дополняя друг друга.
Термин «просодия» впервые употребляется древнегреческими грамматиками (Марузо, Torio de la Riva и др.) для обозначения независимых от основной артикуляции звука, таких дополнительных речевых характеристик, как тон, долгота, придыхание.
Позже из греческого языка данное слово перешло в латинский и стало обозначать «тонический акцент», «количество слога», «ударение», а также использоваться для системы знаков, описывающей акценты.
Довольно широкое употребление термина «просодия» в лингвистической литературе начинается в XX в. Наиболее последовательно представлено разграничение терминов по принципу «просодия», «просодика», «просодемика» в работах Р.К. Потаповой. Она считает, что просодия выступает как субстанциональное понятие, относящееся к средствам материализации звучащей речи. Характеризуя просодию звучащей речи, Р.К. Потапова обращается к таким акустическим средствам актуализации речевой цепи, как частота основного тона, интенсивность, длительность [12].
А. Мартине в своих исследованиях относит к просодии все те звуковые явления, протяженность которых не совпадает с протяженностью фонемы: ударение, тон, интонация, а также количество [9].
Н.Д. Светозарова относит просодику к совокупности супрасегментных, или ритмико-интонационных, свойств речи, используя в аналогичном значении также термины «просодические характеристики», «просодические элементы» [14].
Б. Шенхер, М. Зелтинг, Б. Мебиус, А. Мюллер также понимают просодию как общий термин для таких супрасегментных явлений речи, как акцент, интонация, громкость звука, длина, паузы, а также связанные с ними комплексные феномены: темп и ритм [5].
С. В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова к просодическим (супрасегментным) средствам относят словесное ударение и слоговые тоны [7].
По мнению М.Ф. Фомичевой, Е.Н. Российской, Л.А. Гараниной, Н.И. Жинкина и других исследователей основной составляющей просодической стороны речи является интонация. Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания. Интонация представляет собой совокупность ряда таких компонентов как мелодика, ритм, темп, тембр речи, пауза и логическое ударение [17].
В своих исследованиях Н.И. Жинкин указывает на то, что просодия это – «гармония гласных», «ассимиляция», «диссимиляция», благозвучие, «универсальное средство актуализации звучащей речи», наивысший уровень развития языка [6].
Н.И. Жинкин считал просодию наивысшим уровнем развития языка, так как просодическое оформление текста состоит из психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных и экстралингвистических показателей. Эти компоненты определяют акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом [2].
Таким образом, просодическая сторона речи представляет собой совокупность таких элементов, как интонация, мелодика, пауза, ударение, темп, ритм и тембр. Являясь наивысшим уровнем развития, она составляет важную часть устной речи и играет важное значение в оформлении речи и понимании ее слушателем.
Просодика является важнейшей составляющей устной речи, средством ее оформления, уточнения смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. К просодическим элементам речи относятся: тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, дикция [1; 11].
Развитие просодики в онтогенезе, как и развитие речи в целом, происходит по определенным закономерностям, определяющим последовательное развитие просодической стороны речи.
По мнению многих исследователей (Т.Н. Ушакова, Н.И. Гвоздев, Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Н.И. Лепская и др.) начальным этапом доречевого периода является рефлекторный крик ребенка.
Т.В. Базжина, С.М. Носиков, Е.Н. Винарская, Н.Я. Кушнир рассматривают крик новорожденного как начальное проявление той функции, которая при нормальном развитии ребенка в дальнейшем превращается в его устную речь [15].
Первый крик ребенка – это психофизиологический зародыш будущей речи, содержащий в себе ее главное качество – внешнее звуковое выражение внутреннего психического состояния [16].
Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Крик, являясь первой интонацией, зависит от состояния ребенка и вскоре после рождения приобретает обертональную окраску [2].
Е.Н. Винарская в своих исследования указывает на то, что крики младенцев вариативны по своим акустическим свойствам: нет двух детей, крики которых звучат одинаково. Крик каждого ребенка обладает индивидуальными чертами [3].
Постепенно, возникающие у ребенка в доречевой период голосовые реакции начинают интенсивно развиваться и усложняться [10].
Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. Он становится модулированным и выражает состояния ребенка. Именно в это время у ребенка начинает формироваться функция общения с окружающими [1; 2].
В 2-4 месяца у ребенка появляются первичные вокализации - гуканье, а затем и гуление. Издаваемые ребенком звуки с трудом соотносятся со звуками родного языка, скорее они напоминают кряхтение, радостное повизгивание. Они носят спонтанный характер и проявляются у ребенка в состоянии спокойного бодрствования. Несмотря на то, что эти звуки не несут смыслового содержания, они имеют определенную интонацию, с помощью которой ребенок привлекает внимание взрослого. Как правило, эта интонация свидетельствует о благополучном состоянии ребенка, вскоре сменяемым выражением радости. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации [1; 2; 15].
И.А. Поварова считает, что именно к 4 месяцам ребенок начинает дифференцировать высказывания взрослого по характеру интонации и проявлять различные реакции на речь окружающих [10].
На 4 – 6 месяцах жизни, в связи с полным освоением национальной специфики эмоционально-выразительного вокализма родной речи, гуление прекращает свое развитие [3].
В это время ребенок вступает на следующий этап предречевого развития – лепета. В этот период появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.
К 6 месяцам лепетная речь становится ритмичной, возрастает ритмическая организованность самостоятельных высказываний ребенка. Это связано с появлением в этот период жизни ребенка потребностей в ритмических движениях. После 6 месяца происходит наиболее интенсивный процесс накопления звуков [2; 11].
После 8 месяцев часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам родного языка, утрачиваются, у ребенка появляются звуки, сходные с фонемами окружающих людей. В этот период значительно начинает развиваться интонация, ритм, общий контур слова. Общение ребенка с окружающими осуществляется при помощи эмоциональной интонации [1; 2].
Постепенно звуковые вокализации удлиняются, появляются цепочки сначала из одинаковых слогов, а потом из разнотипных. При этом слоги выделяются такими характеристиками, как длительность, громкость, высота звука. По мнению Е.Ф. Архиповой, это начальная стадия формирования ударения [1;18].
К концу первого года жизни у ребенка появляются первые слова, он начинает постепенно усваивать такие элементы просодики, как ударение, мелодику, интенсивность голоса. По мере общения, с взрослым ребенок осознанно начинает использовать интонацию, несмотря на то, что с трудом может изменять высоту и силу своего голоса [2; 13].
В этом возрасте темп речи у детей медленный, так как им трудно проговаривать слова и звуковые сочетания. С возрастом наблюдается ускорение темпа. Постепенно ребенок начинает овладевать ритмической структурой слов. Н.Х Швачкин отмечает, что первые ритмические высказывания ребенка имеют двусложную структуру с ударением на первый слог. Однако с развитие речи ребенка, интонация и ритм приобретают служебную роль и подчиняются слову [8].
Именно в этот период жизни ребенок начинает пользоваться интонацией понижения для выражения спокойного констатирования, позже начинают появляться вопросительные интонации, речь окрашивается эмоциями [4; 13].
К концу второго года жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь. В этот период у детей начинает появляется неплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации, появляется выделительное словесное ударение, расширяется частотный диапазон. Также в этом возрасте дети начинают овладевать интонацией перечисления, соединяющей целые предложения [2; 4; 8; 11].
С 4 лет фразовая речь ребенка усложняется. У ребенка появляется тип мелодического оформления речи, сходный с типом взрослого, появляется шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов, происходит овладение интонацией повествования по подражанию, намечается темп высказывания [2; 8; 11].
К младшему школьному возрасту, дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их пока не могут. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что элементы просодической стороны речи начинают усваиваться ребенком еще в доречевой период развития и без осложнений. Учеными было доказано, что интонационные средства усваиваются детьми намного раньше, чем словесная речь. Постепенно все компоненты просодической стороны речи оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у каждого человека.
Литература
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331с.
2. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. инст-в по спец-ти «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
3. Винарская, Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 165 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с.
5. Григорьев, Е.И. Звуки речи и их коммуникативная функция [Текст] / Е.И. Григорьев, В.М. Тычинина; Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2006. – 122 с.
6. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин – М.: Изд-во академии педагогических наук, 1958. – 370 с.
7. Кодзасов, С.В. Общая фонетика[Текст] / С.В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова; Российский гос. гуманитарный ун-т. – Москва, 2001. – 592 с.
8. Лыхенко, Ю.В. Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе [Электронный ресурс] / Ю.В. Лыхенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3361 – 3365. – (URL: http://e-koncept.ru/2016/86709.htm).
9. Мартине, А. Принцип экономии в фонетических изменениях [Текст] / А. Мартине – М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. – 262 с.
10. Поварова, И.А. Онтогенетические аспекты становления интонационной стороны речи [Текст] / И.А. Поварова, Е.А. Щепилова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М.: Изд-во «Прометей», 2005. – 500 с.
11. Поварова, И.А. Особенности формирования просодии в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) [Электронный ресурс] / И.А. Поварова // Вестник оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2006. – №1. – С. 90 – 105. – (http://elibrary.ru/item.asp?id=17949667).
12. Потапова, Р.К. Функционально-речевая специфика просодии и семантики [Текст] / Р.К. Потапова // Речевые технологии. – 2014. – № 1-2. – С. 3 – 21.
13. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст] / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. —104 с.
14. Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н.Д. Светозарова – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. – 176 с.
15. Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики [Текст] / Т.Н. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 524с.
16. Ушакова, Т.Н. Теоретические основания возрастной психолингвистики [Текст] / Т.Н. Ушакова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М.: Изд-во «Прометей», 2005. – 500 с.
17. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева –– М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
18. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.