ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Куриленко А.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время перед обществом остро стоит проблема нравственного воспитания всех возрастов. Назревает вопрос - как привить современным детям нравственно-духовные ценности? Младший школьный возраст– это время развития положительных качеств личности ребенка. Податливость детей этого возраста, их внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослого помогают решить трудности, которые могут возникнуть на этом пути. Конкретно в данный период происходит активный процесс скопления познаний о полезном и отрицательном в жизни общества, о отношениях между людьми, о свободе выбора метода поведения.

Если сегодня не обратить внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние детей, то при всех самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках педагог и родитель не сможет получить никакого положительного результата.

В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, которое способствует развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений детей, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с ребенком по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием[1]. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка и его причины, которые и вызвали этот поступок. Здесь дети должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения[2]. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то по иному.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения. Чтобы формировать нравственное сознание школьников, необходимо помогать учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других, например, товарищей, родителей и взрослых, героев из книг. Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами и поговорками нужно объяснять их нравственный смысл, путём подбора интересных примеров. Обогащать нравственный опыт ребёнка так же можно через знакомство с мировой историей и историей своей страны, развивать любовь к Родине с ранних лет, знакомя их с народным языком и народной жизнью. Приступая к изучению рассказов, стихотворений и басен нужно знакомить детей с народным творчеством, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности. Иными словами, методов и решений вопроса о духовно-нравственном воспитание различное множество, при этом необходимо учитывать, как возможности педагога, так и возможности ребенка. Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей, формирование нравственно устойчивой цельной личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Духовно-нравственное воспитания подростков (электронный ресурс) – URL: https://protasev.schools.by/pages/soobschenie-na-temu-duhovno-nravstvennoe-vospitanija-podrostkov

2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков проблемы и перспективы (электронный ресурс) – URL: http://cebek.ru/2016/04/06/duxovno-nravstvennoe-vospitanie-detej-i-podrostkov-problemy-i-perspektivy/

3. Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» выпуск 8 – 2011 г. С. 101.

Просмотров работы: 780