ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ишмухаметова Н.Г. 1, Сынгизова И.С. 1, Шайхисламова Ф.Х. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В статье рассматривается применение инновационных методов (деловые и ролевые игры, мастер класс) в профессиональном образовании. Раскрываются правила использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Отметим, что инновационные методы имею преимущество по сравнению с традиционными формами подготовки студентов. Включение активных методов в обучение стимулирует развитие профессиональных компетенций студента. Наиболее часто в обучении используют деловые и ролевые игры.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики [ 1]. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности, когда каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со отведенной ролью. Общение в деловой игре имитирует и воспроизводит общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра выступает методом обучения совместной деятельности, способствует формированию умений и навыков сотрудничества.

Отметим специфику обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения:

  • процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов (это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений).

  • специально организованная деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст отличает деловую игру от традиционных методов обучения (происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности).

В педагогической литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. В частности, деловые игры классифицируют :

  1. По типу человеческой практики, воссоздаваемой в игре (учебная, исследовательская, управленческие, аттестационная);

  2. По времени проведения (без ограничения времени; с ограничением времени; игры, проходящие в реальное время; игры, где время сжато);

  3. По оценке деятельности (балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; оценка того, кто как работал, отсутствует);

  4. По конечному результату (жесткие игры – заранее известен ответ и существуют жесткие правила; свободные, открытые игры, когда заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи);

  5. По конечной цели (обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения).

Отдельно выделяется классификация по методологии проведения:

  • луночные игры – игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

  • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

  • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет»);

  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Педагогический совет» - для обучения будущих педагогов профессионального обучения);

  • инновационные игры – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

  • ансамблевые игры – формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.

Проведение деловых игр начинается с разработки единых требований к отдельным этапам:

  1. целевая установка проведения игры;

  2. сценарий всех этапов деловой игры;

  3. структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;

  4. критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;

  5. рекомендации по дальнейшему совершенствованию про­фессиональных умений и навыков.

Отметим условия проведения деловых игр, разработанные в педагогической литературе:

1) в игре должны проигрываться реальные события;

2) приводимые факты должны быть интересными, «живыми», а ситуации - проблемными;

3) игровая методика должна соответствовать выбранным учебным целям и уровню подготовленности участников;

4) способы фиксации процесса поведения игроков должны быть адекватны характеру игры;

5) определение системы критериев и способов анализа игрового процесса;

6) структурирование игры во времени, соблюдение ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры;

7) формирование игровой группы, руководство игрой и контроль за ее процессом;

8) подведение итогов и оценка результатов.

Для разработки деловой игры принципиально определить тему и цель. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки. При определении целей педагогу важно ответить на вопросы:

1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты.

Сформулируем примерные учебные цели: показать, как следует педагогу привлечь учащихся к выполнению конкретной производственной задачи; проверить уровень подготовленности будущих педагогов к проведению методической деятельности.

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой преподаватель) и цели действий её участников (студентов), которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.

Задачи преподавателя в подготовке деловой игры: отобрать необходимые ситуации; подготовить дидактический материал, карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности); подобрать подгруппы студентов; поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказывать свою точку зрения; продумать предполагаемые ответы и реплики; проявлять к студентам интерес, постоянное внимание и т.п.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей. Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом (объектом имитации), задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель - фактическое описание работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста. Таким образом, преподаватель при подготовке деловой игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу.

При конструировании деловой игры необходимо структурно описать ее. Базовым элементом деловой игры является сценарий, который выступает основным документом для её проведения.

Как правило, в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги. В нем может присутствовать игровой конфликт. Однако, деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.

Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности.

Важный этап деловой игры – выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом.

Деловые игры отличаются друг от друга обучающими целями и решают единые задачи:

  • развития навыков поиска, сбора, обработки и анализа информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций педагогической деятельности;

  • формирования умений работы в коллективе и с коллективом; воспитания творческой личности будущего специалиста, организаторские способности, самостоятельность.

Подводя итог можно сказать, что деловая игра дает возможность наглядно представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.

Так же существует метод, позволяющий демонстрировать новые возможности развития педагогики. Мастер класс, как и деловая игра, часто используется в педагогической деятельности.

Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы [ 2]. Форма проведения мастер-класса зависит от стиля профессиональной деятельности педагога. Каждый преподаватель на протяжении своей педагогической деятельности вырабатывает свою индивидуальную методическую систему (целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий). Этот метод способствуют личностной ориентации студента, формированию его художественных вкусов и культурных интересов.

Мастер-класс характеризируется как метод самостоятельной работы в малых группах, который позволяет провести обмен мнениями; созданием условий для включения всех в активную деятельность; постановкой проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемами, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса.

Целью проведения мастер-класса является профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента (способность студента самостоятельно и нестандартно мыслить, умение быстро и качественно решать образовательную задачу).

Задачами являются преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности; обучение профессиональному языку той или иной науки; передача продуктивных способов работы (прием, метод, методика или технология).

Методика проведения мастер-классов не имеет строгих и единых норм. В большинстве, она основывается как на педагогической интуиции преподавателя, так и на художественной восприимчивости студента.

Подготовка к мастер-классу определяется следующем алгоритмом [3]:

  1. идея;

  2. подготовка, постановка цели, задач;

  3. план;

  4. найти личность мастера (подбор команды);

  5. подбор информации;

  6. реализация проекта;

  7. показ своей презентации (методов, приемов работы);

  8. привлечение параллельно участников к активной деятельности;

  9. рефлексия.

Отметим, что отра­жение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса - это богатейший материал для рефлексии самого педагога, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

При проведения мастер-класса необходимо учесть сочетание имеющегося опыта и аналитической деятельности, понимаемой как способности мастера смотреть «внутрь своего опыта», принципы и механизмы осуществляемой системы обучающих действий; наличие у преподавателя письменно оформленных теоретико-аналитических разработок и других иллюстративно-методических материалов (иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, видеозарисовки); готовность участников к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта.

В педагогической литературе выделяют следующие критерии качества подготовки и проведения мастер-класса [4]:

  1. Презентативность (выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, актуальность в педагогике, методике и практике образования);

  2. Эксклюзивность (ярко выраженная, полнота и оригинальность решения инновационных идей);

  3. Прогрессивность (актуальность, научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, способность к научному обобщению опыта);

  4. Мотивированность (наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность);

  5. Оптимальность (достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным));

  6. Эффективность (результативность, полученная для каждого участника мастер-класса, умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности);

  7. Технологичность (четкий алгоритм занятия, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции));

  8. Артистичность (возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта);

  9. Общая культура (эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта).

Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

  1. дается краткая характеристика студентов, обосновываются результаты предварительной диагностики, прогнозируется развитие студентов;

  2. кратко характеризуются основные идеи технологии:

  3. описываются достижения в работе;

  4. доказывается результативность деятельности студентов, свидетельствующая об эффективности технологии;

  5. определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

  6. Представление системы учебных занятий:

  7. описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

  8. определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

Проведение имитационной игры:

  • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы со студентами;

  • слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Моделирование:

  • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

  • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

  • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Список использованной литературы:

  1. Студопедия [Электронный ресурс]. - URL: http:// http://studopedia.ru/5_106428_delovie-i-rolevie-igri.html. -(дата обращения:1.02.2017).

  2. Студопедия [Электронный ресурс]. - URL: http:// http://studopedia.ru/5_106431_master-klass.html - (дата обращения:2.02.2017).

  3. Хелпикс.Орг [Электронный ресурс]. - URL: http:// http://helpiks.org/3-88862.html- (дата обращения:10.02.2017).

  4. Учебные материалы [Электронный ресурс]. - URL: http:// http://txtb.ru/88/52.html - (дата обращения:14.02.2017).

Ишмухаметова Н.Г. ,Сынгизова И.С.,Шайхисламова Ф.Х.,2017

Просмотров работы: 1171