Современный успешный учитель это профессионал готовый к переменам, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений.
Основные виды деятельности педагога в стандарте названы трудовыми функциями – обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность, а также педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального, основного, среднего образования. В профессиональном стандарте трудовые функции конкретизируются в трудовых действиях, необходимых умениях, необходимых знаниях.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения предъявляются принципиально новые требования к качеству подготовки педагога, заявленные в виде пакета общекультурных, социально-личностных и профессиональных компетенций. Это, в свою очередь, обусловливает поиск новых принципов организации образовательного процесса в вузе, в основе которых лежит интеграция предметно-технологической и социально-нравственной составляющих содержания педагогического образования.
Современного преподавателя невозможно представить без поликультурности, которая обеспечивает готовность педагога к жизни и эффективному выполнению профессиональной деятельности в условиях поликультурного общества. Востребованность данной компетенции обусловлена расширением и усложнением межкультурных взаимодействий в современном обществе, переживающем процессы глобализации и сложной культурной трансформации. В контексте этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Ее решение в рамках школьного пространства напрямую зависит от педагогов, требуя от них адекватного восприятия культурных различий, толерантности, готовности к межкультурному диалогу, умения эффективно его выстраивать. Только в этом случае образование сможет выполнять возлагающиеся на него задачи, связанные с консолидацией российского общества, формированием общероссийской гражданской идентичности, гармонизацией социальных отношений.
Еще одной важной составляющей профессионально-значимых качеств является формирование духовно-нравственной культуры. Она представляет собой степень освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа как части менталитета страны, понимания себя и других.
Под духовно-нравственной культурой понимается процессуальная целостность, способствующая созданию условий для интериоризации духовных ценностей в качества личности, детерминирующие и регулирующие ее мотивацию, проявляющиеся в творческом опыте самосовершенствования.
Воспитание духовно-нравственной культуры будущих педагогов входит в число приоритетных направлений государственной политики, что подтверждается нормативно-правовыми документами.
Без профессионально-этических качеств, без развитого чувства ответственности, без любви к своей работе и ученикам, специалист ничего не сможет дать в процессе обучения, кроме сухих знаний. Основываясь на этом понимании авторы профессионального стандарта педагога выдвигают следующие требования к квалификации специалиста: необходимо усвоить и действовать в соответствии с рядом фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:
- Гражданская и социальная идентичность.
- Уважение прав и свобод личности.
- Система ценностей личности.
- Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.
- Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
- Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий.
Таким образом, профессиональный стандарт педагога является не только тем нормативно-правовым инструментом, который в состоянии обеспечить единство требований в профессионально-педагогической сфере и создать условия для профессионального и личностного роста педагогических кадров с учётом государственных требований к системе образования на федеральном и региональном уровнях, но и документом, определяющим гуманистические, нравственные и моральные ценности специалиста. Благодаря этому стандарту, людей черствых, циничных, не признающих гуманистический и этический подход в педагогической деятельности просто не будет в образовательных учреждениях.[4]
В настоящее время в тексте профессионального стандарта «Педагог» не отражена необходимость учета учителями гендерных различий учащихся, в которых проявляется специфика их социализации.
Розка В.Ю. в своей статье предлагает текст раздела А/03.6 (Развитие/Развивающая деятельность) профессионального стандарта дополнить материалом, конкретизирующим требования, предъявляемые к педагогу в области гендерного подхода к обучению. «Педагогическая компетенция в сфере осуществления обучающей и воспитательной деятельности с учетом гендерной самоидентификации личности»:
Базисное трудовое действие: «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся».
Дополнительные необходимые знания: природы гендерных стереотипов; специфики гендерно окрашенных затруднений в обучающей и воспитательной деятельности учителя; смысла и характеристик понятия «гендер»; сущности гендерно равноправного взаимодействия с субъектами обучающей и воспитательной деятельности.
Дополнительные необходимые умения: владение способами выбора учителем профессиональной позиции носителя идей гендерно равноправного взаимодействия в обучающей и воспитательной деятельности с различными контингентами учащихся; личностно-профессионального развития для преодоления учителем гендерно окрашенных затруднений в обучающей и воспитательной деятельности; построения гендерно равноправного взаимодействия в обучающей и воспитательной деятельности с различными контингентами учащихся.
Личностно-развивающее образование, подчеркивает В. В. Сериков, «побуждает к созданию собственного опыта – опыта смыслов, опыта обретения самого себя, овладения собой», что невозможно без учета фактора пола учащихся. И проблемная лекция как средство доказательстват этого выглядит убедительно.
Оценку готовности педагога к исполнению базисных трудовых действий профессионального стандарта «Педагог», уточняемых положениями гендерного подхода к обучению, предлагаем проводить в следующих формах:
– разработка и защита модели или решения педагогической задачи, требующей выполнения трудового действия c учетом гендерного фактора обучающихся (осуществления педагогической компетенции);
– разработка и защита (обоснование) карт-рекомендаций, направленных на проектирование гендерно-равноправного взаимодействия участников образовательной деятельности;
– защита решения педагогической задачи, предъявляющей педагогу компетентность, соответствующую оцениваемому уровню его личной гендерной культуры и определения перспектив ее развития;
– собеседование по результатам анализа уроков, отражающим определенный уровень личностно-профессионального развития педагога во взаимосвязи с уровнем квалификации, предъявляемо профессиональным стандартом «Педагог».
Обретение педагогом опыта учета гендерного подхода к обучению требует от него как от личности, помимо волевого усилия (желания, потребности), еще и способности к оценке и самооценке, порой критической, своего поведения в конкретных профессиональных ситуациях, переосмысления мотивов своих действий, т. е. работы над собой. Поэтому, актуализируя проблему организационно-методического сопровождения пропедевтики профессионального стандарта «Педагог» с учетом гендерного подхода, мы получаем возможность создать «поле действия», когда проблема гендерного равноправия как его составная часть перестанет быть лишь академической, т. е. рассматриваемой в учебной ситуации, а выйдет в реальную жизненную практику учителя (воспитателя), наполняя метапредметностью его профессиональную компетентность. [3]
А.К. Маркова считает, что компетентным, считается такой труд учителя, «в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность ученика, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников». Компетентность учителя определяется также «соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой».
Компетенции – это компетентности работника, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлён. Таким образом, компетенция – это заданное требование к уровню педагогического мастерства, а компетентность – это мера соответствия этому заданному требованию.
Сегодня выделяются следующие профессионально‐ педагогические компетенции:
- предметная компетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);
- общепедагогическая (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности);
- профессионально‐коммуникативная компетенция (практическое владение приёмами эффективного общения);
- инновационная (владение современными технологиями развивающего обучения);
- исследовательская (владениями навыками исследовательской деятельности);
- рефлексивная (умение обобщить свою работу);
- информационно‐коммуникативная компетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса). [2]
Профессиональный стандарт требует более широкий перечень личностных качеств, чем предполагается при подготовке в ВУЗе. Следовательно, чтобы требовать от педагога новых качеств, необходимо иначе выстраивать образовательный процесс, научить этим качествам. Очевидно, что введение нового Профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Список использованной литературы
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) (ред. от 05.08.2016) // Российская газета - №285, 18. 12. 2013; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.08.2016;
Вишневецкая Г.В. К вопросу о профессиональной компетенции педагога в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» // Педагогический опыт: теория, методика, практика – 2015. - №2. – С. 135-136;
Розка В.Ю. Организационно-методическое сопровождение пропедевтики профессионального стандарта «Педагог» в дополнительном профессиональном образовании (гендерный аспект) // Primo Aspectu – 2015. - №7. – С. 121-124;
Ямщикова Е.Г. Профессиональный стандарт педагога и его роль в формировании профессионально-этических качеств специалиста // Мир науки, культуры, образования – 2016. - №2. – С. 186-188.