Подростковый возраст – сложный этап в становлении личности. Основные трудности данного периода раскрываются такими характеристиками, как «переходный», «кризисный», «критический». «Переходным» данный период называют из-за того, что он является этапом между детством и юностью. Для подростков характерна невозможность существовать без взрослых, полная зависимость от старших. «Кризисным» подростковый возраст является ввиду конфликтов. Провоцируют подростка его собственные биологические, психические или личностные особенности. «Критическая» оценка подросткового возраста обусловлена, во-первых, особенностями, интересами ребенка, которые часто происходят скачкообразно и неожиданно. Во-вторых, все происходящие изменения часто заставляют подростка активно проявлять разные формы непослушания и протеста (грубость, замкнутость). В этом возрасте завершается физическое созревание человека, закладываются основные черты его мировоззрения и характера. Именно на этом этапе зачастую определяется, как в дальнейшем сложится судьба ребенка.
Подростковый период — это период самостоятельности. Приблизительно психологи рассматривают от 10-11 лет до 15. Одни дети вступают в подростковый период раньше, другие – позже. Подростковый возраст – это пора достижений, наращивание знаний, умений, навыков, становления внутреннего «Я». Период сомнений в себе и своих возможностях. Особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Самая главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом. Определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка, Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование».
Данные проблемы подросткового возраста приобретают особую актуальность при работе с подростками - лидерами. Проблема лидерства интересует многих ученых, педагогов и психологов.
Лидер (с англ. leader – ведущий) – это лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Лидер - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3игмунд Фрейд понимал лидерство «как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный». В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать чувство восхищения. Довольно часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали. Другие дети имеют завышенную оценку своих организаторских способностей, так как часто просто присутствуют при осуществлении не ими задуманного и подготовленного. Для раскрытия лидерских качеств подростковый возраст является одним из наиболее важных периодов жизни. Именно в этом возрасте ярко проявляются особенности характера и индивидуальность человека, которые потом влияют на формирование личности в разных сферах жизни. В это время подросток вырабатывает жизненную позицию, отношение к людям, миру, и своему месту в нем.
В подростковом возрасте при формировании группировок очень явно проявляется власть девочек. Мальчики по своему развитию в этом возрасте несколько отстают от девочек — года на два. Поэтому мальчики, немножко запаздывая во взрослении, вначале невольно подчиняются лидерству девочек. Внешне это незаметно, но, анализируя поведение подростков, можно обнаружить, какая из девочек какой группой мальчиков руководит и как она это делает. Как правило, это девочки, которые были лидерами всегда: в детском саду, в начальной школе, во дворе.
Основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею.
В подростковом сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с
Особенностями развития ребенка на той или иной возрастной ступени;
Учением как преобладающим видом деятельности школьника;
Ситуацией лидерства
Заданностью отношений с педагогами
В социальной психологии принято выделять два типа лидеров в группе: формальный (с руководителем) и неформальный (собственно лидер).
Формальный лидер - назначенный лидер, который наделен законной властью для воздействия на других. Например, это назначенный классным руководителем староста в школьном классе.
Во время работы группа может иметь одного формального лидера, но лидерские функции могут выполняться несколькими людьми. Тут уже справедливо определение «неформальный лидер».
Неформальные лидеры - члены группы, чей авторитет опирается на их влияние в группе. Неформальные лидеры не наделены законной властью, их влияние опирается в основном на компетентность и авторитет.
По характеру деятельности психологи выделяют универсального лидера, который постоянно проявляет свои качества лидера, и ситуативного, того, кто проявляет качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.
Исследователи описали следующие лидерские роли:
• лидер-организатор (реализует функцию групповой интеграции)
• лидер-инициатор (задает тон в решении групповых проблем)
• лидер-генератор эмоционального настроя (в значительной степени аналог роли эмоционального лидера)
• лидер-эрудит (олицетворяет интеллектуальное лидерство)
• лидер эмоционального притяжения
• лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
• лидер игрового звена(в футболе, хоккее)
• лидер досуга (в свободном общении)
• лидер-диспетчер (спортсмен, ведущий игру партнеров, своего рода дирижер на спортивном поле),
• ситуативный лидер (эпизодическая кратковременная роль в ситуациях спортивных игр), и т. д.
Если все лидерские роли совмещаются в одном ребенке – лидере, то это настоящий лидер по жизни. Развитие и совмещение в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности и т.д.
Психологи утверждают: "Чтобы повести за собой массы, нужно в первую очередь обладать яркой харизмой, индивидуальностью, иметь творческое мышление, фонтанировать идеями и уметь применять на практике чужие". Лидерские качества проявляются в упорстве и целеустремленности. Такие люди без проблем могут сплотить вокруг себя команду единомышленников, они обладают ответственностью.
Харизматическое лидерство является особой формой исключительного и одарённого влияния на других людей при помощи своей личной привлекательности. Оно привлекает людей, чем-то особенным, тем, чего нет ни в ком другом, это и есть та самая харизма. Благодаря ей подросток может получить всеобщую поддержку и признание. Харизматичный лидер – это, как правило, человек психически сильный, волевой, успешный, ему легко реализовывать поставленные цели, он прекрасно себя чувствует в социуме. Немецкий политолог и социальный психолог М. Вебер полагал, что харизма – это уникальное качество личности. Оно помогает выглядеть на фоне других исключительным, незаурядным человеком, который наделен особенной силой, недоступной для большинства. Согласно теории Вебера, такая личность способна воздействовать на огромные массы людей, «заряжать» их определенной энергетикой.
Среди разных видов одаренности выделяют социальную или лидерскую одаренность. Синонимом этого сочетания является понятие «организаторские способности». Лидерская одаренность выражается в способности понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностейдругих людей, эмпатия, рефлексия. Очень часто наблюдается и яркое чувствоюмора, помогающее им нравиться другим людям.
Качества лидера непосредственно зависят от его темперамента. Так, лидер с холерическим темпераментом способен прекрасно ладить с людьми, отличается инициативностью, живостью ума, решительностью. Лидер с сангвинистическим темпераментом деловит, энергичен, общителен и отзывчив. Он обладает высокой работоспособностью, но не любит кропотливый труд. Лидер - флегматик не способен проявлять свои эмоции, но его работоспособность феноменальна. Меланхолик очень чувствителен к критике, мнителен и необщителен. Такой тип темперамента менее подходит для лидера.
Согласно К.Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами. Интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир. Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих, участию в публичных выступлениях, в многолюдных мероприятиях и акциях. Из этого следует, что большая вероятность стать лидером у экстравертов.
Заметное развитие у подростков-лидеров приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Поэтому, лидер должен обладать мужеством, твердо и решительно принимать смелые решения и действия на пути из неудач и трудностей. Контролировать себя, испытывая страх, решать сложные задачи. В основном лидер обладает устойчивостью и твердостью характера. В разных жизненных ситуациях человек должен быстро и твердо принимать правильное решение, от которого может зависеть положение всей группы.
Аналитический склад ума тоже характеризует лидера. Хороший лидер видит ситуацию в целом, он может разбить ее на части для ближайшего рассмотрения. То есть, удерживая цель в поле своего зрения, хороший руководитель может разбить ее на промежуточные цели, чтобы выработать управляемые шаги и добиться прогресса в этом направлении.
Проблема лидерского поведения в подростковом возрасте представляет значительный интерес, поэтому целью нашего исследования является определение лидерских качеств у подростков.
Проводя тест « Я – Лидер», мы выявили разнообразные качества лидера. В конечном итоге, подсчитывались баллы. Их сумма определяла разновидность лидерских качеств: умение управлять собой, осознание цели (знаю, чего хочу), умение решать проблемы, наличие творческого подхода, влияние на окружающих, знание правил организаторской работы, организаторские способности, умение работать с группой. Проводя исследование, в процентах, выяснилось, что только у 30% подростков лидерские качества развиты сильно, а у 70% учащихся слабо. Из этого следует, лидерские качества у каждого ребенка развиты в разной степени. Все психологические особенности должны существовать и взаимодействовать в единстве, согласованно.
Таким образом, лидер среди подростков является эталоном для группы, все его качества и поступки являются оценочным критерием для других. Подростковый возраст - благоприятный период для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки.