ВОЗРАСТОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗРАСТОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Михалева О.Л. 1
1Старооскольский филиал СОФ НИУ «БелГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под возрастосообразным подходом в воспитании подразумевается применение закономерностей при формировании и развитии каждого конкретного человека (физических, психических, психологических и др.), в том числе социальных и психологических особенностей групп воспитанников, определенных их возрастным составом. В практике педагогики он конкретизирует содержание принципа природосообразности воспитания.

Формирование и развитие человека на каждом возрастном этапе с педагогической точки зрения имеют самостоятельное значение. Тем не менее, некоторыми специалистами рассматриваются возрастные этапы перед наступлением физиологической, а в особенности личностной зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это подводит к неоправданному толкованию содержания воспитания только как подготовки человека к жизни (социализации). Объективно - отношению к человеку, игнорирование самоценности личности в каждый момент ее существования, а субъективно - к преднамеренному искажению временной перспективы, возникновению социальной безответственности и личностному инфантилизму.

Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных и эмоциональных свойств человека, которые присущи большинству людей одного возраста. Характеристика тех или иных возрастных групп определяется историческими, общественными, а так же изменениями культуры, которые свойственны группе людей, переживающей в один период времени одни и те же события [1, 110]. Возрастной подход в воспитании также существует в разных регионах и этносах, обусловлено это особенностями возрастной субкультуры и социализации. Это требует от воспитательной деятельности педагогов и других специалистов, решающих воспитательных задачи в системах образовательных, производственных, научно-исследовательских и других учреждений, творчества и гибкости в работе.

Результативность воспитания во многом будет зависеть от знания и учета следующих возрастных особенностей воспитуемых: неравномерности развития отдельных физиологических, психических, психологических и социальных процессов; изменений в познавательной, двигательной, эмоциональной и других сферах, а также в содержании, формах и способах взаимодействия с людьми; динамики отношений в семье, социальной группе, коллективе; появления новых потребностей и интересов и способов их реализации; процессов самопознания, самоопределения, самоактуализации и самоутверждения; специфики проявления кризисных явлений в развития человека и т.п.

Педагогическая практика показывает, что особую сложность представляет решение последней из перечисленных задач.

Возрастные кризисы (греч. krisis- переломный момент, исход) в педагогической литературе рассматриваются как условное наименование переходов людей от одного возрастного этапа к другому. В возрастной психологии эмпирически отмечается неравномерность, например, детского развития и связанных с этим особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (например, 3.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эту ситуацию как «болезнь развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с окружающей ее социальной действительностью.

Л.С. Выготский, исследуя проблему возрастных кризисов, разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал их как диалектический процесс личностного совершенствования [2, 96]. Этапы постепенных изменений в нем чередуются с теми или иными кризисами личностной сферы человека. Например, психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые вступают в конфликт с существующей системой личностных ценностей человека того или иного возраста, что и порождает возрастной кризис.

На различных этапах возрастных кризисов происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» человека – возникновение нового типа отношений с окружающими, смена одного вида ведущей деятельности другим и т.д. Вместе с тем негативные проявления того или иного возрастного кризиса не являются неизбежными. Гибкая смена направленности и характера воспитательного взаимодействия, учет происходящих перемен могут значительно смягчить его протекание.

Педагогика учитывает не только достигнутый уровень развития человека определенного возраста, но и возможности влияния на этот процесс (в т.ч. и исходя из понятия зоны ближайшего развития) [3, 273]. Особое интегрирующее значение имеет положение о том, что на каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Возрастной подход призван создавать условия для их эффективного решения. В связи с этим в педагогической литературе выделяется три группы воспитательных задач для каждого возраста: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи предполагают достижение определенного уровня биологического созревания, физического развития. Возрастной подход разрабатывает оптимальные условия питания, ухода за ребенком, систему физического и сенсорно-моторного развития, мер коррекции отклонений в развитии, способы стимулирования осознания ценности здоровья, здорового образа жизни; формирует позитивное отношение к человеческому телу.

Социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), с одной стороны, предъявляются к личности различными институтами воспитания, с другой - существуют в виде определенных норм и ценностей в общественной практике. Возрастной подход в воспитании в этом случае определяет знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для решения этих задач, фактически выполняя социальный заказ формирования гражданина, семьянина, труженика и т.д.

Социально-психологические задачи относятся к проблеме становления самосознания личности, ее самоопределения в различных сферах государственной, общественной и семейной жизни [4, 128]. Помощь личности в решении этих задач может быть оказана через воспитательное развитие у нее рефлексии и саморегуляции, а также создание условий для адекватного самопознания, личностно-значимой и социально-приемлемой самореализации и самоутверждения. В этом случае необходимо учить человека ставить перед собой цели, адекватные возрастным возможностям и его личностным ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением объективных обстоятельств, способов сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов.

Воспитательная задача, не решенная в определенном возрасте, может проявиться через длительный период и вызвать нежелательные изменения в направленности развития личностной сферы человека. Это существенно повлияет на конечный результат воспитания – личностное самоопределение, самоосознание и самооценку личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте/ Б.С.Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 240с.

  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. - М.:Просвещение, 1999. – 274с.

  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика/С.А. Козлова.- М.: «Академия», 2008. – 416с.

  4. Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников / М.И. Лисина. – М.: Педагогика. 1994. – 288с.

Просмотров работы: 437