МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Хамидуллина А.Р. 1
1ФГБО ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации – психологией [1, с. 12].

В последнее время о школьниках девиантного поведения пишется и говорится немало. Как правила так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов. Не секрет, что правонарушения и преступления совершаются именно этими детьми и подростками. И именно тогда возникает вопрос, в чем причина такого не адекватного поведения. Причиной же такого поведения может стать дезадаптация ребенка, так как поступление в школу, смена ведущей деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой общественной организации. Не все дети могут быстро и безболезненно адаптируются, не каждый ребенок может преодолеть этот этап в своей жизни, в результате возникает ситуация, которая в дальнейшем приводит к отклонениям в поведении (девиации). Также одной из причин девиации детей можно назвать не складывающиеся отношения со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, «приклеенные» к ребенку ярлыки, а также низкая самооценка ребенка и неуверенность в себе [2, с. 27].

Поэтому предупреждение отклонений в поведении младших школьников целесообразно начинать в первый год их в школе. Для этого необходимо создать систему коррекционно-профилактической работы [3, с. 34].

В работе с детьми младшего школьного возраста наибольшего результата можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического и педагогического воздействия - арттерапии, сказкотерапии, классических дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т.п., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд данной профилактической работы. Наиболее адекватными для детей младшего школьного возраста методами психологического воздействия являются сказкотерапия и арттерапия [3, с.52].

Более подробно рассмотрим вышеназванные методы. Сказкотерапия. Название метода указывает на то, что его основой является использование сказок. Перспективность использования этого метода в работе с детьми в рамках профилактики девиантного поведения, а также в половом воспитании детей обусловлено следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, сказочные истории, легенды и мифы, наиболее доступна для восприятия ребенка. И в то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию четкой просоциальной жизненной позиции, а так же понимания ценности здорового образа жизни. Эффективным может быть сочетание сказкотерапевтических техник с элементами арттерапии.

Арттерапия - метод, использующий в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусство. Основная цель арттерапии - установление гармоничных связей с окружающим миром и самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети познают мир, ищут язык, связывающий их с большим, внешним миром и наиболее точно выражающий их собственный внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, повышают самооценку и адаптационные способности ребенка.

Поскольку в детском - «конкретном» - подходе к миру существенную роль играет активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми младшего школьного возраста приобретает использование игровых методов, в частности ролевых и дидактических игр. Ролевая игра - это метод обучения через практические действия. Ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить ребенка необходимым жизненным навыкам (в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или с опасностью насильственного сексуального контакта) [3, с. 63].

Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при освоении материала в разных видах деятельности детей. Она позволяет обеспечить ребенку необходимое количество повторений определенных действий и информационных материалов при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым заданиям. В рамках информирования о ВИЧ/СПИДе детей младшей возрастной группы может использоваться комбинация сказкотерапевтических, игровых и арттерапевтических методов. Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ. Ребенку будет легче понять объяснения, если они будут даваться, например, по ходу игры-сказки «Волшебный замок», где организм человека - это замок, в котором живут сказочные жители (клеточки), есть свои защитники и захватчики замка - вирусы. Таким образом, использование элементов арттерапии, сказкотерапии, ролевых и дидактических игр способствует усилению защитных факторов и позволяет давать адекватную возрасту информацию о ВИЧ.

Информирование детей по проблеме ВИЧ-инфекции может проводиться и с использованием традиционных дидактических методов, в частности, рассказа и беседы. Рассказ - объяснение помогает педагогу, психологу донести до детей новый материал. Беседа предполагает диалог взрослого и детей, дает детям возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое отношение к полученной информации. С помощью словесных методов дети осваивают новые термины, которые постепенно входят в их активный словарь. Как рассказ, так и беседа должны по возможности сочетаться с наглядными и практическими занятиями. Это значительно повышает эффективность усвоения материала, делает его более понятным и доступным [4, с. 24].

Наиболее действенными практическими методами обучения для младших школьников являются мозговой штурм и групповая дискуссия. Мозговой штурм используется для стимуляции эмоционального и когнитивного выражения детей по определенным вопросам. Педагог или психолог предлагает им высказать идеи и мнения без какой-либо их оценки или обсуждения и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощится запас идей или не кончится отведенное для этого время. Затем следует обсуждение высказанных идей в группах. Например, с помощью метода групповой дискуссии. Групповая дискуссия - совместная деятельность учащихся и педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения. Использование этого метода в профилактике девиантного поведения младших школьников позволяет развить способности ребенка, увидеть проблему с разных сторон, уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность в признании и уважении со стороны сверстников и педагога. Организация групповых дискуссий предполагает:

- объединение участников в небольшие группы так, чтобы дети сидели лицом к лицу (в первых классах более эффективно деление на пары и тройки, в третьем-четвертом классах можно организовывать группы из 4-5 человек);

- общее задание или тему обсуждения;

- обмен информацией в группе, воспитание умения слушать (важно заранее формировать у детей навыки эффективного слушания и правил общения в группе);

- общую оценку работы группы;

- определенную организацию опроса: спрашивать одного из участников малой группы в случайном порядке или заранее распределить роли каждого участника группы (например, пресс-секретарь, хранитель времени и т.п.);

- рефлексию участников (анализ событий, происходящих в группе) [3, с. 45].

При организации работы по профилактике девиантного поведения младших школьников целесообразно использовать все методы в их совокупности. В мотивационной сфере целесообразным будет формирование нравственных установок, целей; бережного отношения к человеку. В интеллектуальной сфере - понимание норм и принципов поведения, моральных идеалов общества. В эмоционально-волевой сфере: мужество, смелость, сопереживание, отзывчивость, совестливость и т. д.

Литература

  1. Гилинский Я.И. Девиантология. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. - 528 с.

  2. Ковальчук М.А. Профилактика девиантного поведения детей и подростков. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. - 242 с.

  3. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2003.–128 с.

  4. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. – М., 2006. – 192 с.

Просмотров работы: 1271