Для России с ее самой большой территорией, различными климатическими зонами, наличием национальных образований организация ведения хозяйства страны как единого экономически и социально эффективного комплекса всегда порождала трудно разрешимые не только экономические, но и социальные, политические проблемы.
Экономика России переживает непростой период восстановления после кризисной ситуации, когда формирование новых механизмов модернизируемой экономики должно происходить на фоне стабилизации экономического развития всей социально-экономической структуры регионов. Остроту проблеме устойчивого развития РФ придает формирование многих дестабилизирующих факторов развития, неустойчивость стала характерной чертой функционирования экономических систем всех уровней, усиливается дезинтеграция и поляризация регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития.
Естественно, что для России экономический подъем слабых и экономически отсталых субъектов Федерации - один из важнейших в решении общенациональной проблемы повышения уровня доходов и потребления населения страны. Восемь-десять успешно развивающихся субъектов не могут решить проблем достойного жизнеобеспечения 70-80 регионов страны. При этом необходимо учитывать отрицательные последствия резких региональных различий в доходах населения: необоснованную межрегиональную миграцию, рост преступности и ее территориальное перемещение в более обеспеченные регионы, снижение уровня образования и здравоохранения, рост детской беспризорности и т.п.
Следует отметить, что ряд исследователей обосновывает, что реализация устойчивого развития должна осуществляться в регионах, поскольку они характеризуются комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью; являются исторически наиболее устойчивыми территориальными образованиями, сформировавшими за период существования; обладают наиболее оптимальной структурой для позиционирования на внешнеэкономическом пространстве; имеют значительный опыт совмещения практики стимулирования рыночных преобразований на территориях с политикой регулирования этих процессов
Основной целью экономического развития регионов является улучшение качества жизни населения. Целями развития региона является увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.д.
Под развитием региона понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это изменение может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях содержания развития. Наряду с экономическими характеристиками рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики являются полноправными показателями при оценке степени развития региона.
Для того чтобы оценить степень развития региона необходимо проанализировать ряд факторов социально-экономического развития:
экономическая активность населения в регионе
инвестиционная привлекательность
бюджетная характеристика
соотношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму
По данным за 2016 год уровень безработицы в регионе составил 3,91%, в то время, когда общероссийский уровень - 5,46%.
Таблица 1
Характеристика экономической активности населения в регионе
Год |
Экономически активные (чел.) |
Занятые (чел.) |
Безработные (чел.) |
Уровень безработицы (%) |
2014 |
779 000 |
739 000 |
41 000 |
5,20 |
2015 |
767 000 |
734 000 |
33 000 |
4,33 |
2016 |
787 000 |
757 000 |
29 000 |
3,91 |
По данным таблицы видно, что в Белгородской области наметилась положительная тенденция к снижению уровня безработицы, который снижается с 2014 года.
По оценке одного из наиболее влиятельных рейтинговых агентств России «Эксперт», Белгородская область получила рейтинг А2, то есть «средний потенциал-минимальный риск». Рейтинг, инвестиционной привлекательности регионов построен по официальным данным Росстата, Минсвязи, Минфина, Минприроды, ФСФР и Центробанка. Сама инвестиционная привлекательность оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Параметр «потенциал» указывает на долю региона в общероссийском рынке, а «риск» говорит о масштабах возможных проблем для инвестора в регионе.
Состояние бюджета Белгородской области к декабрю 2016 года характеризуется тем, что доходы бюджета сокращаются. Это связанно с тем, что финансовые результаты горно-металлургического комплекса (которые по сути являются основным источником доходов регионального бюджета) снижаются. Вместе с тем сложившаяся ситуация привела к тому, что госдолг Белгородской области увеличится с 39 млрд. 613 млн. рублей, до 42 млрд. 130 млн. рублей, т.е. на 6,35%.
Рассмотрим данные Минфина, по госдолгу Белгородской области в июне 2014, 2015, 2016 годов.
Таблица 2
Государственный долг Белгородской области(по состоянию на июнь 2016 года)
Год |
Госдолг (млрд. руб.) |
2014 |
15 191,21 |
2015 |
25 378,91 |
2016 |
34 121,98 |
Среднемесячная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций без социальных выплат по данным Белгородстата в 2016 году составила 25456,2 рублей, что по сравнению с 2015 годом больше на 2,86%. Согласно постановлению правительства № 28 от 30.01.2017 – «Об установлении прожиточного минимума по Белгородской области за IV квартал 2016 года» прожиточный минимум составляет: на душу населения – 8099 рублей, следовательно, отношение среднемесячной заработной платы и среднедушевым прожиточным минимумом составляет- 3,14.
Таким образом, проанализировав показатели социально-экономического развития Белгородской области, можно сделать вывод о том, что регион является достаточно развитым с экономической, социальной, политической и других сторон деятельности и развития общества, но существуют некоторые проблемы, которые необходимо решать в связи с модернизационным процессом, который протекает во всех регионах страны, но вспомнив о том, что Российская экономика придерживается рыночных отношений, и ей не свойственна стабильность, правительство Белгородской области должно нацелить политику, на достижение таких целей: активную инвестиционную деятельность; рентабельную работу предприятий; наращивания производства конкурентоспособной продукции; рост числа населения; социальную защиту населения; развитие системы местного самоуправления; развитие малого предпринимательства; развитие сферы услуг; повышение профессионального и общеобразовательного уровня населения; развитие национальной культуры; охрану окружающей природной среды..
Литература
Белгородская региональная организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов [Электронный ресурс]: http://www.strop-belgorod.ru/proj_minimum.html
Министерство финансов Российской Федерации, информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: http://info.minfin.ru/debt_subj.php /.
Орлова, А.В. Экономический потенциал региона: проблемы формирования и эффективность использования [Текст] / А.В. Орлова, Е.В. Никулина, И.В. Чистникова. − Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: http://gks.ru/
Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. — 2012. — № 24 (222). — с. 214-221.
Ушакова О.А. Устойчивое развитие региона – основа социально-экономического развития общества // В сборнике «Регионы России: проблемы и перспективы экономического развития». — 2010 — с. 7-10.