Важной отправной точкой являются обязательные требования к педагогу, компетенции и трудовые функции, которые изложены в образовательных и профессиональных стандартах.
Поскольку понятие компетенция включает в себя (таблица 1) не только знания, умения, навыки (предметный компонент), способы деятельности (деятельностный компонент), но и личностно-профессиональные качества (субъектный компонент), мы задались вопросом о составе данных качеств на современном этапе развития педагогической науки и способах их диагностики и развития.
Таблица 1
Структура и содержание профессиональной компетенциипедагога
Предметный компонент |
Деятель-ностный компонент |
Субъектный компонент субъект компетенции – педагог |
Знания, умения, навыки конкретно-предметной области, ориентированные на образовательные результаты обучаемого (психологической, психолого-педагогической, педагогической, андрагогической, методической и др.) |
Структура и содержание деятельности. |
Характеристики преподавателя (социокультурные личностные и профессиональные) а) Нравственные, этические, моральные ценности, жизненные ориентиры; б) личностные качества; в) профессиональные качества. |
Развивать личностные качества педагога следует начинать на начальных этапах профессионального образования. В процессе обучения акцентировать внимание студентов на важности личности педагога в современном мире. Одним из этапов формирования образа выступает работа с профессиональным стандартом педагога. В нем заложены трудовые функции, необходимые умения и знания для эффективной деятельности педагога. Осознание студентами сущности и значимости данного документа, а также стремление к его реализации в практической деятельности будет обуславливать увеличение конкурентоспособности будущего педагога.
Методом субъективных дифференциалов и анкетирования нами были определены ключевые характеристики педагога, которые определяют студенты как наиболее важные и актуальные. Студентам предлагалось выделить положительные качества педагога, а также отрицательные качества, которые бы они не хотели видеть. Также, студентам необходимо было проранжировать по значимости наиболее актуальные качества педагога из предложенного списка. Учащиеся 2 курса самым распространённым отрицательным качеством педагога считают монотонность занятий, также отмечают выделение «любимчиков», раздражительность педагогов, равнодушие, чрезмерное количество домашней работы.
Большее количество респондентов относят доброжелательность к важному положительному качеству педагога. И также отмечают отзывчивость, понятное изложение материала, наличие чувства юмора у педагога, его компетентность.
Метод субъективных дифференциалов позволил определить приоритетные характеристики педагога по рангам. 29% респондентов считают наиболее важными качествами учителя такие как: способность понятно и доступно представлять материал к изучению, интересное проведение занятий, а также доброжелательность.
Следующий ранг занимали современность педагога и развитые ораторские способности - 10% респондентов; у 11% респондентов добавился важный компонент – справедливость.
20% респондентов отмечают принципиально важной характеристикой - наличие обширных знаний у педагога.
Меньший процент студентов, 8%, считают важным качеством для педагога чувство юмора, непредвзятое отношение к обучающимся, а также творческий подход к проведению занятий.
Анализ первых полученных данных показывает, что наши студенты не всегда опираются на требования к педагогу, задаваемые обществом и государством, а чаще руководствуются эмоциональным принципом. Соответственно значимость нашей работы также актуализируется.
Опираясь на различные исследования, особенно работы в области деятельности, мы выделили примерный перечень личностно-профессиональных качеств педагога, который является исходным для разработки квазипрофессиональных ситуаций, закладываемых в кейсы, что, в свою очередь, послужит базой для дальнейшей исследовательской работы (таблица 2).
Таблица 2
Личностно-профессиональные качества педагога
Понятие |
Определение понятия |
Проявление характеристики специалистом |
|
1 |
Профессиональная ответственность |
это характеристика специалиста, которая предполагает: 1) способность принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности; 2) проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации; 3) готовность отвечать за их результаты и последствия. |
а) провести анализ всех условий социально-профессиональной ситуации (выяснить известное, искомое, скрытые условия), построить связи между ними - предмет будущей деятельности, подобрать адекватный предмету способ нахождения искомого – выполнения деятельности; б) тщательно составить план деятельности (подобрать метод, технологию, средства, формы, др. условия); г) установить соответствие продукта деятельности цели ее субъекта, результата мотиву субъекта. |
2 |
Социально-профессиональная мобильность |
это характеристика специалиста, которая предполагает: 1) способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, основанная на чутком восприятии перемен и эффективной̆ адаптации к ним; 2) способность отвечать изменяющимся потребностям профессиональной̆ сферы, активно добывать новые знания, умения, развивать компетенции. |
а) постоянно заниматься самообразованием (посещать научно-профессиональные мероприятия, изучать литературу, обмениваться опытом); б) применять новые знания в практической деятельности. |
3 |
Социальный интеллект |
это характеристика специалиста, которая предполагает: 1)способность понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях; 2) уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам. |
а) анализировать поведение человека, его речь, жесты, др. на основе знаний и приемов психологии и выявлять признаки-показатели его чувств, намерений и эмоций; б) по признакам прогнозировать способ взаимодействия с человеком. |
4 |
Толерантность |
это характеристика специалиста, которая предполагает: 1) способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды; 2) выносливость по отношению к неблагоприятным факторам; 3) терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям; |
а) выполнять свою деятельность профессионально, независимо от образа жизни, вероисповедания обучающегося и пр.; б) абстрагироваться от разных взглядов, мнений, др.; в) побуждать себя выполнять деятельность в ситуациях, когда не осталось физических и моральных сил; г) преодолевать препятствия. |
5 |
Тактичность |
это личное качество, позволяющее: 1) соблюдать дистанцию в общении и при разговоре с обучающимися и коллегами. |
а) в общении с обучающимся, коллегой, подбирать жесты, речь (слова, интонации), действия, адекватные ситуации и ее субъектам. |
6 |
Психоэмоциональная стабильность |
это характеристика специалиста, основанная на интегральном свойстве психики, позволяющая: 1) преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности; 2) справляться с поставленными задачами в условиях психоэмоционального напряжения. |
а) довести до конца выполнение деятельности не обращая внимание на психо-эмоциональное напряжение; б) абстрагироваться от психо-эмоционального напряжения, сосредоточившись на процессе выполнения деятельности; в) контролировать свои слова, эмоции, жесты, действия. |
7 |
Вербальная способность |
это характеристика специалиста, которая предполагает: 1) умение грамотно и доступно для обучающегося изложить свои мысли. |
а) при изложении сути заболевания и рекомендаций по лечению подобрать слова, понятные пациенту по смыслу; б) строить небольшие по структуре предложения; в) использовать интонационные модели; |
Библиографический список:
Выготский Л.С. Психология развития как феномен
культуры. – М. – Воронеж, 1996. – 512с.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие
ребенка. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. – 45 с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576с.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.