К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Миронова Т.П. 1
1Иркутский государственный университет, Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Постоянные изменения, происходящие в системе российского образования и в его нормативной базе, ставят перед педагогом все усложняющиеся и не всегда однозначные задачи. Принятые в последние годы нормативно-правовые документы отличаются большим разнообразием требований. К таким документам можно отнести: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, г. Москва («Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»); Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование, Образование и педагогические науки (уровни бакалавриата, магистратуры, аспирантуры); Профессиональный стандарт педагога и др.

Важной отправной точкой являются обязательные требования к педагогу, компетенции и трудовые функции, которые изложены в образовательных и профессиональных стандартах.

Поскольку понятие компетенция включает в себя (таблица 1) не только знания, умения, навыки (предметный компонент), способы деятельности (деятельностный компонент), но и личностно-профессиональные качества (субъектный компонент), мы задались вопросом о составе данных качеств на современном этапе развития педагогической науки и способах их диагностики и развития.

Таблица 1

Структура и содержание профессиональной компетенциипедагога

Предметный

компонент

Деятель-ностный компонент

Субъектный компонент

субъект компетенции – педагог

Знания, умения, навыки конкретно-предметной области, ориентированные на образовательные результаты обучаемого (психологической, психолого-педагогической, педагогической, андрагогической, методической и др.)

Структура и содержание деятельности.

Характеристики преподавателя

(социокультурные личностные и профессиональные)

а) Нравственные, этические, моральные ценности, жизненные ориентиры;

б) личностные качества;

в) профессиональные качества.

Развивать личностные качества педагога следует начинать на начальных этапах профессионального образования. В процессе обучения акцентировать внимание студентов на важности личности педагога в современном мире. Одним из этапов формирования образа выступает работа с профессиональным стандартом педагога. В нем заложены трудовые функции, необходимые умения и знания для эффективной деятельности педагога. Осознание студентами сущности и значимости данного документа, а также стремление к его реализации в практической деятельности будет обуславливать увеличение конкурентоспособности будущего педагога.

Методом субъективных дифференциалов и анкетирования нами были определены ключевые характеристики педагога, которые определяют студенты как наиболее важные и актуальные. Студентам предлагалось выделить положительные качества педагога, а также отрицательные качества, которые бы они не хотели видеть. Также, студентам необходимо было проранжировать по значимости наиболее актуальные качества педагога из предложенного списка. Учащиеся 2 курса самым распространённым отрицательным качеством педагога считают монотонность занятий, также отмечают выделение «любимчиков», раздражительность педагогов, равнодушие, чрезмерное количество домашней работы.

Большее количество респондентов относят доброжелательность к важному положительному качеству педагога. И также отмечают отзывчивость, понятное изложение материала, наличие чувства юмора у педагога, его компетентность.

Метод субъективных дифференциалов позволил определить приоритетные характеристики педагога по рангам. 29% респондентов считают наиболее важными качествами учителя такие как: способность понятно и доступно представлять материал к изучению, интересное проведение занятий, а также доброжелательность.

Следующий ранг занимали современность педагога и развитые ораторские способности - 10% респондентов; у 11% респондентов добавился важный компонент – справедливость.

20% респондентов отмечают принципиально важной характеристикой - наличие обширных знаний у педагога.

Меньший процент студентов, 8%, считают важным качеством для педагога чувство юмора, непредвзятое отношение к обучающимся, а также творческий подход к проведению занятий.

Анализ первых полученных данных показывает, что наши студенты не всегда опираются на требования к педагогу, задаваемые обществом и государством, а чаще руководствуются эмоциональным принципом. Соответственно значимость нашей работы также актуализируется.

Опираясь на различные исследования, особенно работы в области деятельности, мы выделили примерный перечень личностно-профессиональных качеств педагога, который является исходным для разработки квазипрофессиональных ситуаций, закладываемых в кейсы, что, в свою очередь, послужит базой для дальнейшей исследовательской работы (таблица 2).

Таблица 2

Личностно-профессиональные качества педагога

 

Понятие

Определение понятия

Проявление характеристики специалистом

1

Профессиональная ответственность

это характеристика специалиста, которая предполагает:

1) способность принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности;

2) проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации;

3) готовность отвечать за их результаты и последствия.

а) провести анализ всех условий социально-профессиональной ситуации (выяснить известное, искомое, скрытые условия), построить связи между ними - предмет будущей деятельности, подобрать адекватный предмету способ нахождения искомого – выполнения деятельности;

б) тщательно составить план деятельности (подобрать метод, технологию, средства, формы, др. условия);

г) установить соответствие продукта деятельности цели ее субъекта, результата мотиву субъекта.

2

Социально-профессиональная мобильность

это характеристика специалиста, которая предполагает:

1) способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, основанная на чутком восприятии перемен и эффективной̆ адаптации к ним;

2) способность отвечать изменяющимся потребностям профессиональной̆ сферы, активно добывать новые знания, умения, развивать компетенции.

а) постоянно заниматься самообразованием (посещать научно-профессиональные мероприятия, изучать литературу, обмениваться опытом);

б) применять новые знания в практической деятельности.

3

Социальный интеллект

это характеристика специалиста, которая предполагает:

1)способность понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях;

2) уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам.

а) анализировать поведение человека, его речь, жесты, др. на основе знаний и приемов психологии и выявлять признаки-показатели его чувств, намерений и эмоций;

б) по признакам прогнозировать способ взаимодействия с человеком.

4

Толерантность

это характеристика специалиста, которая предполагает:

1) способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды;

2) выносливость по отношению к неблагоприятным факторам;

3) терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям;

а) выполнять свою деятельность профессионально, независимо от образа жизни, вероисповедания обучающегося и пр.;

б) абстрагироваться от разных взглядов, мнений, др.;

в) побуждать себя выполнять деятельность в ситуациях, когда не осталось физических и моральных сил;

г) преодолевать препятствия.

5

Тактичность

это личное качество, позволяющее:

1) соблюдать дистанцию в общении и при разговоре с обучающимися и коллегами.

а) в общении с обучающимся, коллегой, подбирать жесты, речь (слова, интонации), действия, адекватные ситуации и ее субъектам.

6

Психоэмоциональная стабильность

это характеристика специалиста, основанная на интегральном свойстве психики, позволяющая:

1) преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности;

2) справляться с поставленными задачами в условиях психоэмоционального напряжения.

а) довести до конца выполнение деятельности не обращая внимание на психо-эмоциональное напряжение;

б) абстрагироваться от психо-эмоционального напряжения, сосредоточившись на процессе выполнения деятельности;

в) контролировать свои слова, эмоции, жесты, действия.

7

Вербальная способность

это характеристика специалиста, которая предполагает:

1) умение грамотно и доступно для обучающегося изложить свои мысли.

а) при изложении сути заболевания и рекомендаций по лечению подобрать слова, понятные пациенту по смыслу;

б) строить небольшие по структуре предложения;

в) использовать интонационные модели;

Библиографический список:

  1. Выготский Л.С. Психология развития как феномен

культуры. – М. – Воронеж, 1996. – 512с.

  1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие

ребенка. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. – 45 с.

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576с.

  2. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

Просмотров работы: 236