ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Лысова В.В. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммерческий банк - это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.[2]

Банковские операции – это сделки, объектом которых могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, систематически проводимые кредитными организациями и Банком России (его учреждениями) в соответствии с принципом исключительной правоспособности [1].

Одна из основных задач банка связана с получением прибыли на классических банковских операциях. Чтобы называться банком финансовому институту необходимо: принимать депозиты, выдавать кредиты, проводить расчеты и оказывать финансовые консультации своим клиентам. А выбор того, или иного из наиболее перспективных направлений развития пассивных операций, позволит коммерческим банкам улучшить свою деятельность [1]. Кредит – это предоставление денег или товаров в долг с уплатой процентов; стоимостная категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Через кредитную систему проходит банковский объем денежных расчетов и платежей, при помощи кредита мобилизуются свободные денежные средства населения, предприятий, государства и перераспределяются в качестве кредитов и ссуд населению, предприятиям, нуждающимся в них.[4]

Пассивные операции имеют большое значение для каждого коммерческого банка:

1) Ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка.

2) Стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка.

3) Цена полученных ресурсов оказывает влияние на размеры банковской прибыли [1].

Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

3) получение кредитов от других юридических лиц.

4) депозитные операции.

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов - собственные ресурсы, которые принадлежат непосредственно банку и не требуют возврата. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов - заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. По операциям второй группы у банка возникают обязательства (перед вкладчиками, банками-кредиторами). Поэтому операции второй группы нередко называют пассивными кредитными операциями в отличие от активных кредитных операций (банковских ссуд). По пассивным кредитным операциям банк является заемщиком, а его клиенты – кредиторами банка, в то время как по активным кредитным операциям банк выступает кредитором по отношению к своим клиентам.

Собственные средства банка - это совокупность различных по назначению фондов, обеспечивающих экономическую самостоятельность и стабильность функционирования банка.

Собственный капитал выполняет три функции:

  • Защитнаяфункция - выполняет защиту вкладчиков и кредиторов. Это главная функция собственного капитала.

  • Оперативная функция - обеспечивает адекватную базу роста активных операций.

  • Регулирующая функция - связана исключительно с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков, а также с законами и правилами, позволяющими центральным банкам осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждениях [5].

Самая большая часть ресурсов любого банка – это заимствованные и привлеченные банковские ресурсы. Около 90% от общей суммы ресурсов составляют именно они. Банки имеют право привлекать ресурсы по двум основным юридическим формам: в форме депозитов и в форме ценных долговых бумаг, которые оформляют на краткий срок.

Заемные (недепозитные) средства включают в себя межбанковские кредиты, размещенные долговые ценные бумаги, временную финансовую помощь, полученную у других банков.

Привлеченные средства состоят из депозитов клиентов, привлеченных спецфондов, временно свободных средств на счетах клиентов, средства в расчетах, кредиторской задолженности. Они покрывают около 80% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно высока. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребность населения в потребительском кредите [5]. Снижая налоговое бремя на прирост капитала, государство создает благоприятные условия для быстрейшего развития таких субъектов.[3]

Современный коммерческий банк в России представляет собой сложную систему, которая должна обеспечить оптимальное сочетание интересов своих акционеров, заключающихся в максимальной отдаче вложенного капитала; своих клиентов, предъявляющих спрос на качественные разнообразные и недорогие услуги банка; а также всего общества, заинтересованного в стабилизации экономики в целом и денежно-кредитной системы в частности. [4]

Библиографический список

  1. Абрамова М.А., Александрова Л.С., Операции коммерческих банков : Учебное пособие / М.А. Абрамова, Л.С. Александрова // —М.: Юрайт, 2015г. - 380 с. 2. Абдуллина, Р.Р. Финансовый менеджмент в коммерческом банке / Р.Р. Абдуллина, Т.Р. Галлямова // Novainfo.Ru. 2016. Т.2. №50. С.127-130.

3. Галлямова, Т.Р. Налоговая нагрузка: понятие и характеристика её составляющих, определение налоговой нагрузки на материалах ОАО «УАПО» г.Уфы / Т.Р. Галлямова, Рыбаков А.А. // Закономерности и тенденции развития бухгалтерской науки: материалы Всероссийской научно-практической конференции . –Казань: Издательство Казанского ГАУ. 2015. – С. 19-21.

4. Валиева, А.Р. Потребительское кредитование в коммерческих банках / А.Р. Валиева, Т.Р. Галлямова // Социально-экономические проблемы развития агарной сферы экономики и пути их решения : Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С.100-104.

5.Звонова Е. А. Болвачев А. И. Богачева М. Ю., Коммерческий банк как доходное предприятие : Учебное пособие / Е.А. Звонова, А.И. Болвачев, М.Ю. Богачева - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 592 с
Просмотров работы: 496