ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА

Толмачев Д.И. 1, Голубенко Н.В. 1
1БГТУ им.В.Г.Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в России расширяется парк автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ). Совокупно в стране эксплуатируется около 110 000 автомобилей, работающих на КПГ. Увеличивается и количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), заправляющих транспорт компримированным природным газом: в 58 регионах России насчитывается 305 действующих станций. АГНКС на сегодня являются единственной реальной альтернативой автомобильным заправкам на жидких видах топлива.

Впервые концепция развития сети АГНКС появилась в Италии в 1930-х годах прошлого века и получила дальнейшее развитие во всем мире. В России самая первая АГНКС появилась в 1983 году, в Москве. Она была рассчитана на 500 заправок в сутки, а уже в 1985-87 гг. на МКАД открылись еще 6 АГНКС-500, оснащенных отечественным компрессорным оборудованием завода «Борец». Мощные АГНКС, где природный газ низкого давления (6-12 атм.) сжимается до рабочего давления в 200 атм., как производственные объекты размещали в стороне от жилых кварталов.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, в отличие от автозаправочной станции (АЗС) или автогазозаправочной станции (АГЗС), не просто заправка, а завод по производству и реализации топлива. Таким образом, основные затраты сконцентрированы непосредственно на заводе, а не у продавцов промежуточного продукта, искусственно завышающих его конечную стоимость для автомобилистов [1].

Безусловным лидером национального газомоторного рынка является «Газпром», который более 10 лет занимается популяризацией в России газомоторного топливного комплекса. Компания сотрудничает с поставщиками газозаправочного оборудования, с органами государственного и муниципального управления, экономическими и научными центрами, международными организациями и зарубежными партнерами, создает новые объекты инфраструктуры в разных регионах страны. Компания «Газпром газомоторное топливо», как единый оператор по развитию рынка газомоторного топлива в России, готово обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, многотопливных автомобильных заправочных станций. В случае необходимости будет предусмотрена возможность заправки техники с помощью передвижных автомобильных газовых заправщиков. В планах компании строительство газомоторной инфраструктуры следует синхронизировать с работой регионов по расширению парка техники, использующей метан в качестве моторного топлива. В 2017 году планируется ввод 112 газонаполнительных компрессорных станций, на что будет выделено 6,3 млрд. руб. инвестиций [2].

При этом существует ряд вопросов, требующих коллегиального обсуждения профессионалов и участников газомоторного бизнеса: комплексный подход к развитию газомоторной отрасли, газозаправочной и газоиспользующей инфраструктуры в регионах Российской Федерации; нормативно-правовое и техническое обеспечение проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов газомоторной инфраструктуры; сервисное обслуживание и безопасная эксплуатация газобаллонных автомобилей; требования пожарной безопасности к хранению газобаллонных транспортных средств; сертификация транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива; подготовка квалифицированных кадров, в том числе водителей газобаллонных транспортных средств [3].

На сегодняшний день из всех массово используемых моторных топлив природный газ является наиболее экологичным. Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет в среднем в пять раз снизить выбросы вредных веществ. Поэтому использование природного газа на транспорте в полной мере соответствует стремлениям многих государств в мире, и особенно – стран Евросоюза, по снижению вредного влияния на экологию. Транспорт, эксплуатируемый на газомоторном топливе, по безопасности не уступает, а в некоторых случаях превосходит транспортные средства, работающие на традиционных нефтяных видах топлива. При этом двигатели, использующие природный газ, имеют существенно более низкий уровень шума.

Важный аргумент в пользу использования природного газа на транспорте – это нехватка нефти и различных ее производных в связи с увеличением ее использования в мировой промышленности (например, химической). На сегодня всего лишь 55 % добываемой нефти в мире идет на автомобильное топливо. Это неизбежно ведет к увеличению стоимости бензина, дизельного топлива, сжиженного пропана не только за рубежом, но и в России [4].

Газификация автотранспорта – это не только решение экологических проблем, но и экономия бюджетных средств. В сравнении с бензином и дизельным топливом стоимость КПГ на 60–70 % ниже. Опыт эксплуатации автобусов (марки НЕФАЗ-5299-31 и ЛиАЗ-52937), работающих на КПГ, МУП г. Белгорода «Городской пассажирский транспорт» показал существенную экономию по затратам на топливо. МУП «ГПТ» г. Белгорода осуществляет тесное сотрудничество с заводами-изготовителями, а именно ОАО «КамАЗ», для решения вопросов, возникающих при эксплуатации автобусов [5].

На данный момент доля транспорта, работающего на КПГ, в России достаточно мала по сравнению с другими странами, хотя страна богата природным газом, и внутренний спрос на газ должен только увеличиваться.

На карте газовых заправок России, представленной в интернет ресурсах, отмечены метановые газовые заправки в Белгородской области – АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции). Представленная карта метановых газовых заправок позволяет узнать, где сегодня можно заправиться компримированным природным газом. Перечень метановых заправок постоянно увеличивается, и карта регулярно обновляется [6].

Рисунок 1 – газовые заправки (метан). Белгородская область

На данный момент в Белгородской области насчитывается пять АГНКС, а это недостаточное количество заправочных станций для данных транспортных средств. Проблему усложняет то, что объем топливных баков таких автомобилей вмещает топливо, которого хватает только на малые расстояния. С распространением АГНКС по всей стране станет экономически выгодно использовать метановые автобусы на междугородных маршрутах дальнего следования. С другой стороны, нецелесообразно строить АГНКС, пока в регионе не появится большое количество газомоторного транспорта [7].

Очевидно, что расширение использования природного газа в качестве моторного топлива является наиболее рациональным, ресурсообеспеченным и экологически приемлемым путем повышения эффективности и экологизации автомобильного транспорта. Данную задачу необходимо решать в комплексе: сегодня региональные власти разрабатывают необходимую законодательную базу и закупают транспорт на метане, автопроизводители расширяют модельный ряд новыми образцами газомоторной техники, перевозчики предпринимают шаги по эффективной эксплуатации газомоторного транспорта, энергетики обеспечивают строительство и ввод в эксплуатацию АГНКС.

Библиографический список

1. Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. Контроль микровлажности природного газа. // ЭКСИС URL: http://www.eksis.ru/materials/articles/avtomobilnye-gazonapolnitelnye-kompressornye-stantsii-kontrol-mikrovlazhnosti-prirodnogo-gaza.php (дата обращения: 10.03.2017).

2. Минэнерго прогнозирует в 2017 году четырехкратный рост темпа строительства АГНКС // АвтоТрансИнфо URL: http://ati.su/Media/News.aspx?ID=118368&HeadingID=11 (дата обращения: 10.03.2017).

3. VI Международный научно-технический семинар «Газомоторное топливо. Комплексные подходы к развитию отрасли» // "Национальная газомоторная ассоциация" (НГА) URL: http://www.ngvrus.ru/news/news_20170208_1.html (дата обращения: 10.03.2017).

4. Обзор рынка газовых наполнительных компрессорных станций // АФК URL: http://afkgroup.com/analitika-i-metodiki/post-781/ (дата обращения: 10.03.2017).

5. Голубенко Н.В. Об использовании природного газа в качестве моторного топлива в целях экологизации автотранспорта Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2015): сборник статей VII Международной научно-технической конференции / редкол.: Е.В. Агеев (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2015. С. 32-34.

6. Карта АГНКС России // Радеми URL: https://agnks.org.ua/karta-agnks-rossii.html (дата обращения: 10.03.2017).

7. Потребителям газомоторной техники не хватает заправочных станций в России: А поставщикам сжатого газа – используемых в стране машин // Нефтяное обозрение URL: http://www.oilru.com/news/506049 (дата обращения: 10.03.2017).

Просмотров работы: 509