Педагог в современном мире – это еще и всесторонне развитая личность, способная ответить на все вопросы ученика, зажечь в нем тягу к изучению нового, привить любовь к своему предмету. Ведь никакая современная техника не в силах заменить живого слова Учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное».
«Миссия учителя» - звучит красиво, гордо. Что же это такое? Миссия – это ответственное задание, роль, поручение. Ведь учитель - немного актер, ему отведена роль наставника, воспитателя, проводника знаний. Учитель – это образец, которому подражают дети. Самое главное - это понимать ученика, принимать его таким, какой он есть, важно создать психологический комфорт для учащихся. Ученик не проникнется любовью к учебе, если видит, что учитель безразличен к своей профессии. Педагог должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет пользы. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний.
«Вечная» проблема педагогики как естественно и свободно ввести ребенка в расширившийся круг знаний - во все времена требовала новых подходов, методов и организации образования. Еще великие гуманисты Т. Мор и Т. Кампанелла ратовали за такую школу, которая обеспечила бы включение детей в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения ими различных образцов культуры, языка, специфических культурных навыков поведения, ценностно-нормативной системы, культуры мышления и чувствования, деятельности и общения.
Подобные взгляды разделял и педагог гуманист Я.А. Коменский, изучавший проблемы установления мира между народами в духе христианства.
Основы свободного образования, ориентированного на индивидуальность, заложены Ж.Ж. Руссо. В «Эмиле» он формулирует задачу воспитания (как он говорит, «естественного») в духе своего времени: надо изменить общество, создав условия для «естественного образа жизни» и воспитать нового человека, который бы вновь стал «естественным». Существенным основанием развития гуманной ненасильственной педагогики является провозглашенный в работах Ж.Ж. Руссо принцип природосообразности, в соответствии с которым человек рассматривается как часть природы. «Естественное воспитание, - писал он, - педагогическая теория, видящая цель воспитания лишь в следовании за естественным развитием ребенка». Новая философия образования Руссо опиралась на новые ценности: свободу, индивидуальность и способность личности жить в свободе, а это требовало определенной внутренней культуры, определенного социального поведения человека.
Руссо понимает воспитание как способ общественного переустройства. Воспитанная личность для Руссо, которая добилась развития своих способностей и дарований. Человек должен сохранить естественное состояние. Условием этого является свобода. Ребенок может делать все, что хочет. Воспитание детей начинается с рождения, и все время воспитания Руссо делит на четыре периода:1 период – от рождения до 2 лет;2 период – от 2 лет до 12 лет;3 период – от 12 лет до 15 лет;4 период – с 15 лет до совершеннолетия (период бурь и страстей).
На ребёнка воздействуют 3 фактора воспитания:
- природа (осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств);
- люди (воспитание людьми — это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов);
- предметы и явления (воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют).
Задача воспитания – гармонизировать действия этих факторов.
В России первым, кто обратился к идеям Ж.Ж. Руссо и к проблеме свободного гуманного воспитания, был великий русский писатель и педагог - гуманист Лев Николаевич Толстой. Под гуманным свободным воспитанием он понимал свободу развития личности ребенка, недопустимость давления на нее и насилия над ней: «Критериум педагогики только один - свобода» [4].
Лидером отечественной теории свободного воспитания, активно боровшимся против насилия над личностью ребенка в условиях России начала XX в., стал оригинальный мыслитель и педагог К.Н. Вентцель. Ему принадлежала главная роль в философском и педагогическом обосновании, а также в дальнейшей разработке теории свободного воспитания в России. В своей знаменитой «Декларации прав ребенка» (1917) Вентцель отводит учителю роль своеобразного акушера, главная человеческая заповедь которого - «не мешать» рождению и проявлению индивидуальности, свободному развитию личности, ее самопроизвольной творческой деятельности.
Интересный и значительный вклад в философское осмысление сущности индивидуума был сделан немецким философом И. Кантом. С его именем связано становление одной из первых в истории философии антропологических программ. И. Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы, Кант видел в воспитании искусство и одновременно труднейшую задачу, поскольку каждый человек «должен быть культивируем», а это не достигается непосредственно и просто [3].
В середине XIX в. К. Шмидт в «Книге воспитания» и в «Истории педагогики», содержание которых изложено во всемирно-историческом развитии и в органичной связи с культурной жизнью народов, пишет, что каждая национальная культура обусловливает развитие всего общества. Поэтому педагогика не только развивает личность, но и весь народ и человечество в целом, поскольку народы взаимосвязаны в своем развитии.
Культурологический подход в период его становления отличался взаимосвязанными идеями: во-первых, частные проблемы культуры рассматривались исследователями в историческом ракурсе и с учетом национальных особенностей; во-вторых, вопросы развития человека ставились в контексте эволюции культурных (нравственных, религиозных, эстетических и в целом социальных) ценностей.
К.Д. Ушинским были сформулированы социокультурные детерминации воспитания на основе определенных принципов, важнейшим из которых является принцип народности. На его основе К.Д. Ушинский выдвинул следующие главные требования:
воспитание должно быть народным. Это значит, что оно должно охватить все подрастающие поколения в порядке обязательного обучения, и делом воспитания должен руководить сам народ;
знания должны быть связаны с жизнью и использоваться в общенародных интересах;
центральное место в формировании человека должен занимать родной язык. «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории» [5].
Одним из средств воспитания К.Д. Ушинский считал народную культуру, с помощью которой развиваются все основные качества личности и свойства национального характера. В целом данные положения К.Д. Ушинского остаются актуальными и сегодня, хотя в ситуации постоянного реформирования современного образования, когда все сильнее проявляются интеграционные процессы, многие из них претерпевают глубокие изменения.
В.А. Сухомлинский, обосновывая необходимость использования традиций народной педагогики в практике школы, отмечал, что духовное богатство личности является, прежде всего, частью духовного богатства народа, к которому непременно принадлежит человек. В целом педагогический прогресс он ставил в зависимость от сокровищ народной педагогики.
Растущая дифференциация общества требует ускоренного становления новой системы образования - перехода от образования, основанного на свойственной тоталитарному обществу «культуры полезности», к образованию, соответствующему «культуре достоинства». Последняя ориентирована на поддержание и развитие вариативности личности, подготовку ее к решению нестандартных проблем, повышению мобильности, предоставляющей ей веер различных возможностей выбора собственного будущего.
Подчеркивая связь культуры с общественно-политическим устройством общества, А. Г. Асмолов вводит понятие культура достоинства [1].
Культура достоинства требует новой парадигмы образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности, требующего коренного изменения содержания и организационных форм всей системы образования.
Сегодня теория естественного ненасильственного воспитания является фундаментом педагогических парадигм гуманистического личностно - ориентированного воспитания.
Современный этап развития педагогической науки характеризуется апробацией на практике таких гуманистических теорий, как: педагогика сотрудничества, поддержки, творчества, диалога, ненасилия и личностно - ориентированная педагогика.
Педагогика творчества отражает акмеологический подход в развитии личности, является порождением свободного духа, защищенности личности.
Личностно-ориентированная педагогика является закономерным этапом развития гуманистического направления в мировой педагогике. Высшими ценностями образования здесь выступают ценность личности, ее внутренний мир, свобода, индивидуальность, творчество.
Культурологический подход к проектированию личностно - ориентированного образования разрабатывается в научной школе. Е.В. Бондаревской. «Культурологическое личностно-ориентированное образование - отмечает Е.В. Бондаревская, - это такое образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения. Это - образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию» [2].
Культурологический подход способствует развитию личности в гармонии с общечеловеческой культурой. При этом стержнем гуманитаризации содержания образования выступает самоопределение личности в мировой культуре.
Современное отечественное образование характеризуется высокой плотностью инновационных процессов. Относительное освобождение от декларативного единообразия породило стремление многих образовательных институтов перейти в режим поиска новых индивидуальных форм, методов, путей решения собственных педагогических задач. В этих условиях предпринимаются попытки возрождения как национальных школ, в основу концепции которых закладывается национальная идея, так и развитие мультикультурного образования, для которого целью является становление одновременно и культурной идентичности каждого ребенка, и межкультурного взаимодействия и взаимопонимания в классе и в школе.
Никакое воспитание не будет эффективным, если учитель не будет примером для детей. Сократ добровольно выпил чашу с ядом, но не отказался от своих взглядов, остался верен своим ученикам. Януш Корчак последовал со своими детьми в газовую камеру, хотя мог сохранить свою жизнь, но тогда это был бы уже не он. Современному педагогу не нужно жертвовать жизнью, для того чтобы доказать преданность своему делу. Но разве его каждодневный труд это не подвиг? Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Учитель - пример для подражания, поэтому он должен быть кристально чист. Учитель - это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума. Учитель- это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.
Учитель должен быть не только профессионалом в своей деятельности, то есть безупречно владеть знаниями своего предмета, быть требовательным к себе и ученикам, обладать чувством собственного достоинства, быть настойчивым в достижении цели. Он должен обладать еще и такими нравственными и эмоциональными чертами характера, как заботливость, душевность, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, обладать способностью сопереживать чувствам учащихся и их родителей, быть оптимистичным, щедрым на похвалу.
Л. Н. Толстого писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Наши дети будущее государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников. Нужно поднять престиж преподавательской профессии, это – инвестиции в будущее. Возможно, когда-нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем!
Учитель - это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума. Учитель - это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Тем, кто выбрал для себя профессию учителя, приходится невероятно трудно в течение всего пути, потому что стремиться сделать счастливым других и быть способным хотя бы на время забыть о своих интересах - очень сложно. Это и есть самая главная миссия учителя XXI века. Тем более что Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами».
Уважение к старшему поколению и уважение к традициям заложены в нашем российском менталитете. Прогресс в культурном развитии любого народа в большей мере заключается в почитании и уважении к старшему поколению. Какой бы путь ни выбирал человек в своей жизни, его непременным успехом может стать мудрость, которая преподносится людьми преклонного возраста в качестве жизненного назидания.
Роберт Рождественский написал такие строки:
«Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жизнь на Земле,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя»[6].
1. Асмолов А.Г. Мир образования // Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., Воронеж, 1966. - 589 с.
2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождения человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. - Ростов н./Д, 1993. - С. 30-32
3. Кант И. Собр. соч. т. 4, ч. 2, 424 с.
4. Толстой Л.Н. Дневники // Собр. соч. в 22 т. - Т. 22. - М., 1985
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 1. - М., 1988. - 416 с.
6. https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/robert-rozhdestvenskiy-uchitelyam