Негативная оценка законопроекта о декриминализации домашнего насилия (а именно в этом суть предложенных группой депутатов фракции «Единая Россия» изменений) в независимых СМИ и социальных сетях была предсказуемой: одиозные персонажи законодательной сцены, выступившие двигателями проекта, набившее оскомину обоснование необходимости таких изменений в русле поддержки традиционных ценностей, лицемерные оправдания о недопустимости вмешательства в дела семьи, – все это гарантировало скандал и возмущение законодательной инициативой в обществе.
Бывают случаи в нашей законодательной практике, когда первая негативная оценка принимаемых нормативных актов оказывается ошибочной, а последующая практика применения измененного закона если и не оправдывает необходимость поправок, то хотя бы свидетельствует о скромном прогрессе или примиряет общество с фактом необратимости изменений. В случае с этим законопроектом вполне очевидно, что ничего подобного не произойдет – декриминализация домашнего насилия является для современной правовой системы явным шагом назад, регрессом и мракобесием, несмотря ни на какие оправдания.
В связи с принятым законом о декриминализации побоев в семье родители могут вздохнуть свободней, их больше не назовут преступниками, а вот женам нерадивых мужей придется несладко. Угроза уголовного наказания для таких случаев служила превентивной мерой, которой теперь общество будет лишено. И специалисты полагают, что это может повлечь за собой негативные последствия и без того сложной ситуации с домашним насилием.
Согласно новому закону, побои в семье будут наказываться по административной статье, которая предусматривает штраф от 5 до 30 тысяч рублей, либо арест на срок от 10 до 15 суток, либо от 60 до 120 часов обязательных работ. Если же такое правонарушение совершено повторно в течение года, то наступает уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде ареста на срок до трех месяцев. Уголовное наказание сохранится только за побои из хулиганских побуждений или по мотивам ненависти или вражды
В нашей стране, к сожалению, и предупредительные меры работали плохо. Несмотря на то, что побои считались уголовным преступлением, по данным МВД, только за 2015 год пострадали 16 039 человек, из которых 9947 женщин и 6680 несовершеннолетних. Стоит отметить, что эта статистика не охватывает огромное число случаев домашнего насилия, когда пострадавшие не обращались за помощью.
И без того незащищенная женщина не пойдет в суд, потому что штраф за побои придется заплатить из семейного бюджета (от 5 до 30 тысяч рублей). А если разбушевавшегося супруга заберут на 10-15 суток, то вернется он в еще более агрессивном состоянии.
Однако сторонники декриминализации закона считают, что вряд ли ситуация с домашним насилием в стране как-то существенно изменится. Те, кто никогда не поднимал руку на жену и детей, вряд ли их ударит, а, в противоположность первым, семейные агрессоры продолжат ими оставаться.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, россияне в большинстве своем осуждают семейное насилие (79%), но поддерживают инициативу смягчить наказание за первый случай нанесения побоев (59%). Более того, значительная доля опрошенных полагает, что эта мера приведет к снижению числа семейных побоев.
В заключении хотелось бы сказать что побои относятся к преступлениям против личности, а именно — к преступлениям против жизни и здоровья. Несмотря на отсутствие тяжелых последствий для здоровья потерпевшего, побои являются очевидным посягательством на его личную неприкосновенность, и поэтому, с моей точки зрения, декриминализация побоев является недопустимой, в том числе между близкими людьми. В целом неоправданно различать побои по основаниям и субъектному составу, как сейчас предлагается сделать: побои, нанесенные по идеологическим мотивам, — преступление, а побои, нанесенные между родственниками «от избытка чувств», — административное правонарушение. Побои, как посягательство на личную неприкосновенность, должны квалифицироваться как преступление, вне зависимости от каких-либо обстоятельств.