ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Леонтьева А.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Качество дошкольного образования определяется его соответствием ФГОС, который предусматривает определение уровней соответствия компетентностного развития детей дошкольного возраста. Одной из ведущих компетенций дошкольника являются «Творческие способности», которые обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придают творческий характер труду, досугу, образованию и, в конечном счете, – самоактуализируют человека.

В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт по проблеме развития творческих способностей дошкольников (А. А. Потебня,

П. К. Энгельмейер, С. О. Грузенберг, Л. В. Петровский, Л. С. Выготский, А. Ф. Лосев,

Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е. Торренс) и детской художественной деятельности

(А. В. Никитина, И. А. Лыкова, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева,

Н. А. Ветлугина).

Несмотря на достаточную разработанность данного вопроса, есть необходимость наполнять современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения детей. Одним из решений данной проблемы считаем использование нетрадиционных техник рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография [1].

Мы провели опытно – экспериментальную работу на базе детского сада №82 «Мичээр» г.Якутск. В экспериментальной группе принимали участие 10 детей, в контрольной группе – 10 детей. Задача эксперимента - диагностика уровней развития творческих способностей у детей испытуемых групп. Нами была использована методика

В. Кудрявцева и В. Синельникова по определению творческих способностей у детей дошкольного возраста. Детям была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Необходимо было сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по рисунку.

Критерии оценки: оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами О. М. Дьяченко, Е. А. Медведева, М. Ф. Рау, Е. А. Сошина, Л. И. Фомичева и др. За основу ими были взяты следующие показатели развития творческих способностей у детей дошкольного возраста: соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения; полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части); правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе); адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества; эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.

К данным критериям мы добавили необходимые дополнения и представили следующие уровни развития творческих способностей у детей дошкольного возраста:

Высокий: ярко выражает эмоциональность во всех видах изобразительного творчества; высокая степень развитости фантазии; ребенок придумывает интересные образы, выразительные и вариативные детали; проявляет гибкость и беглость мышления в создании оригинальных изобразительных образов.

Средний: дошкольник проявляет интерес, желание включиться в творческую деятельность, но затрудняется в выполнении задания; требуются помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы; образы вызывают интерес, некоторую эмоциональную реакцию, но несколько детализированы; проявляет репродуктивное воображение; активно участвует в групповых проектах, но не отличается оригинальностью исполнения, спонтанным творчеством; творческие задания выполняет увлеченно, с удовольствием, но не демонстрирует самостоятельности в выборе решений.

Низкий: ребенок не умеет свободно выражать свои фантазии, скован; затрудняется с выполнением творческих заданий, повторяет вариант показа педагога или соседа; использует образы достаточно известные, вносит в них небольшие детали; не может передать художественный образ. Результаты показали средний и низкий уровни развития творческих способностей детей. На формирующем этапе исследования мы разработали серию занятий с использованием нетрадиционной техники рисования. На начальном этапе проводили разминочные упражнения: техники «Марания», «Штриховка, каракули», рисование под музыку, создание образов из пятен на влажной бумаге. Все эти методы учат детей выражать через цвет, штрихи, марание выражать разные чувства – страха, тревожности, гнева, веселого солнечного настроения, грусть, покой и т.д. Волны, ветер, взрыв, языки огня, пламя, солнце, препятствие и др. Сюда же входят игры, этюды на развитие воображения. Например, «Моделирование вероятностей». Примерные задания: изобрази Бабу Ягу доброй, молодой, на мотоцикле; изобрази избушку на курьих ножках в виде хрустального домика и др.

После ознакомления с интересными способами и техники изобразительной деятельности мы начали проводить тематические занятия по использованию различных видов нетрадиционной техники рисования.

Таким образом, нами была разработана система занятий со следующей тематикой:

1.«Зимний лес»- в технике «свечкография по мокрому» и в технике «граттаж» (1 и 2 фото на слайде)

2.«Звуки родной природы» - в технике «печатки из картофеля» с элементами хомусотерапии. Рисование под музыку (3-4 фото)

3.«Осень» - «Рисование по мокрому»

4.«Космос», «Ночной город» - в технике граттаж»

5.«Картина» - в технике «батик».

6.«Панно» - в технике «пластилинография».

Занятия проводятся с использованием игр и сказок. Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционной техники способствует развитию у ребёнка творческих способностей, мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. По итогам проделанной работы был проведен повторный срез, показавший положительные результаты, позволивший сделать вывод: использование нетрадиционных техник рисования повысило динамику показателей уровня развития творческих способностей детей.

Список использованной литературы

  1. Никитина А. В.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.

  2. Погодина С.В. Теория и методика детского изобразительного творчества. – М.: Академия, 2014. – 352 с.

Просмотров работы: 1461