СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РСО-АЛАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РСО-АЛАНИЯ

Kарепова Ю.Г. 1
1ГБОУ ВО Северо-Осетинский государственный педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье человека – главная ценность жизни. Вместе с тем, по официальным данным органов здравоохранения [1], образования, физической культуры, исследований ученых [2], врачей и педагогов, в настоящее время заболеваемость в РСО-Алания признана высокой как среди взрослого населения, так и среди подростков и студенческой молодежи.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровье обучающихся в настоящее время является предметом пристального внимания. Известно, что студенты являются одной из представительных групп населения нашей страны. В настоящее время в Российской Федерации более 3 миллионов студентов, из них 23905 – студенты РСО-Алания. Студенчество можно рассматривать как отдельную группу населения, имеющую свои установки в поведении, отличия в образе жизни.

Качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья студентов и преподавателей являются следующие показатели: психоэмоциональное благополучие, интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая выносливость; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения и безопасности жизнедеятельности, а преподавателя – психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность, которые исследуются такими методами, как тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка и др.

Целью нашей работы стало изучение состояние здоровья студенческой молодежи РСО-Алания и выявление наиболее распространённые заболевания в данной популяции.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

По поликлиническим данным, в среднем у каждого будущего студента перед поступлением в ВУЗ были заболевания, зарегистрированные в школьные годы. Самым распространенным нарушением здоровья молодых людей являются болезни органов дыхания. Второе ранговое место занимают инфекционные болезни. Далее идут болезни опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, глаз, а также травмы. Во время обучения в вузе студенты чаще всего обращаются в поликлинику с жалобами на органы дыхания, с целью лечения ОРЗ и гриппа. Каждый третий студент является носителем хронического заболевания, поэтому занятия лечебной физкультурой для них обязательны. Однако, согласно опросу, 64,7% студентов вообще не занимаются физической культурой и спортом [2].

Для определения особенностей образа жизни и культуры здоровья нами было проведено анкетирование среди первокурсников четырех вузов республики Северная Осетия-Алания (всего 306 человек). Результаты опроса показали, курят 13,4% парней и 18,1% девушек. Употребляют спиртные напитки (в том числе и слабоалкогольные) 16% девушек и 24% парней, занимаются физической культурой и делают регулярно зарядку только 25% опрошенных студентов, посещают спортивные секции 10,5%; занимаются танцами 16,5%, соблюдают режим дня 17,8%, правильно питаются 14,5% девушек и юношей. Подавляющее большинство студентов предпочитают пассивные формы досуга [4].

Активные формы отдыха – занятия спортом, работа в саду или на приусадебном участке – привлекают в совокупности только 5,3% городских и 11,7% сельских студентов. Используемые студентами механизмы релаксации, формы досуга крайне недостаточны для компенсации затрат нервной, психической энергии, необходимых для успешной учебы.

Согласно результатам исследований, причиной плохого самочувствия студентов являются стрессы, вызванные неустроенностью быта и досуга, перегруженностью учебных программ, отсутствием нормальных механизмов релаксации, крайне необходимых при интенсивной учебной нагрузке. Большая часть студентов знают: что такое здоровье; от каких факторов оно зависит, как называется наука о здоровье и здоровом образе жизни, имеют представление о здоровьесберегающих технологиях в образовании.

Здоровье детей и молодежи в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал нации. Именно здоровье учащейся молодежи выступает «движущей силой всеобщего качества жизни».

Литература

  1. Коваленко А.В., Кокаева И.Ю. Здоровье студентов - будущих учителей как показатель общей и профессиональной подготовки / В сборнике: Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 671-685.

  2. Кокаева И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере Республики Северная Осетия-Алания) / Автореф. дис. … док. пед. наук. Владикавказ. 2011. 46 с.

  3. Кокаева И.Ю., Черткоева Е.Г. Формирование здорового образа жизни в процессе проектно-исследовательской деятельности младших школьников // Наука и современность. 2016. № 1(7). С. 125-130.

  4. Кокаева И.Ю. Формирование здорового и безопасного образа жизни бакалавров – будущих учителей начальной школы в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 482.

Просмотров работы: 246