СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕНТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ИНТЕРЬЕРА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕНТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ИНТЕРЬЕРА.

остроушко п.в. 1, Бердник Т.О. 1, остроушко п.в. 1
1ШАДИ ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный текстиль это интереснейшая многоплановая отрасль, непрерывно развивающаяся во времени, которую можно рассматривать как результат народного творчества, как предмет декоративно-прикладного искусства, как предмет массового производства, как промышленный продукт и как современный многофункциональный продукт дизайна. Вопрос о связи текстиля с предметно-пространственной средой рассматривается в диссертации В. И. Савицкой и ее многочисленных публикациях, в исследованиях Л. Г. Крамаренко, Н. И. Вещевой, в статьях ведущего периодического издания «Декоративное искусство СССР» (Н. Соловьев, Л. Монакова, О. Кабанова, М. Изотова и др.). Исследование искусства текстиля как одного из древнейших видов художественной деятельности, представляет большое значение в постижении культурного наследия разных периодов и неизменно является темой имеющей как научный, так и практический интерес для искусствоведения.

Текстильное искусство имеет многовековые традиции и своими корнями уходит в древний Египет. В Европе ткачество появилось на рубеже XI-XII веков и, обращаясь к средневековой шпалере, следует обратить внимание на то, что она являлась так называемой «шерстяной фреской», выполняя фактически ту же функцию, что и настенная живопись, доносящая до зрителя основные идеи Священного Писания. С этого времени , постепенно заменяя настенную живопись, плохо выдерживавшую условия влажного и холодного климата, шпалера стала неотъемлемой частью европейской художественной культуры. Глобальные изменения произошли в начале XX века, текстильное искусство значительно обогатилось новыми средствами выражения, нетрадиционными приемами формообразования, новаторским художественно-образным, философским содержанием.

Наиболее интересные тенденции развития текстильного искусства можно проследить при исследовании пространственной среды современного жилища, где текстиль представлен во всем многообразии своего функционального назначения. В результате изменений в мировом художественном процессе произошло постепенное формирование текстиля как современного самостоятельного направления, отражающего проблематику человеческого бытия в художественных образах и структурах, а также представляющее собой экспериментальную форму творчества, основанную на смешении разных видов декоративного искусства, использовании различных материалов и техник, включающие приемы всех существующих видов пластического искусства. Плоскостная сюжетно-образная шпалера трансформировалась в сложное синтетическое произведение, сумевшее выйти из узких рамок "прикладничества и декоративности". Все эти изменения поставили вопрос о правдивости убеждения о том, что сам текстильный материал не "пригоден" для создания произведений, подвластных универсальным законам художественного воздействия. Текстиль мобилен, функционален и эстетичен ( будь то шторы, обивка массового производства, или уникальный дизайнерский продукт) это дает возможность использовать его в каждом интерьере, который становится площадкой для художественных экспериментов с ним. Эстетическое и функциональное преобразование текстиля происходит так же в результате изменения типологических, композиционных и пространственных характеристик современных жилых интерьеров. Существует несколько способов взаимодействия художественного текстиля с пространством жилища. Самым традиционным и распространенным способом считается использование текстиля как декоративного настенного элемента - "картины". Самым масштабным подтверждением является настенный ковер " украшавший" стены каждого советского дома, хотя этот пример сложно назвать высокохудожественным... В результате того, что стали появляться более свободные планировочные решения , тяготение к конструктивному увеличению пространства , появилась возможность всевозможных вариаций в использовании текстиля. Известный исследователь ручного ткачества Андре Кензи, выделил три вида новых текстильных форм:

• висящие на стене

• пространственные, которые можно обойти вокруг

• среда (энвайронмент), позволяющая не только обойти вокруг объемной формы, но и проникнуть внутрь неё. Такие перемены произошли в результате, так называемого "пластического взрыва" 60-70х годов. На первый план выходит пластически-пространственный эксперимент, рождается новое направление- объемно-пространственный художественный текстиль. Наиболее точно определил преобразования в области художественного текстиля И. Страутманис: «В конце 1960-х и в начале 1970-х годов все более явно намечается другой характер взаимодействия между пространством и гобеленом, который условно можно обозначить как структурно-композиционный. На этом уровне пространство буквально входит в веками сохраняемую плоскостность гобелена, деформируя его во всех направлениях. Более того – “пространственность” становится одним из элементов текстильной композиции, и весьма существенным». Таким образом, текстиль перестал был двухмерным , вышел в пространство и в результате этого расширились возможности его использования. Он теперь выступает не только в роли декоративного панно, но и в роли декоратиных перегородок, разнообразных предметов интерьера( светильники, шторы, скатерти и т.д.) , арт-объектов, гармонично включенных в пространство, или выступающих в роли основополагающих декоративных компонентов интерьера. При рассмотрении различных способов взаимодействия новых текстильных форм и предметно-пространственной среды можно выделить две основные функции: утилитарная и художественно-образная. Одной из основных функций таже является функция пространственной организации (разграничение пространства для различных видов деятельности). Данное зонирование возможно с помощью разнообразия текстильных драпировок, трансформирующихся элементов( ширмы, панели, экраны, балдахины и т.д.).В этом смысле текстиль является синтетическим направлением в области смежных дисциплин: архитектуры , декоративно-прикладного искусства и дизайна, и в результате этого существуют различные вариации взаимодействия с пространством. Л. Е. Жоголь в своей работе «Художественное решение декоративных тканей для интерьера», выделил три способа взаимодействия текстиля и предметно-пространственной среды: доминирующий, паритетный и нейтральный. При доминирующем способе, текстильное панно, арт-объект или любой другой предмет будет композиционным центром интерьера или его «фокусной точкой».

При этом он должен гармонично сочетаться по размеру, стилю, цвету и сюжету с другими элементами. В зависимости от задумки дизайнера текстиль также способен осуществлять второстепенные функции, дополняя или создавая фон или быть элементом, гармонизирующим среду. Еще одним способом взаимодействия с пространством является выявление тектонической структуры интерьера (выявление и разграничение поверхностей, объединение разнохарактерных частей интерьера), соответствуя ей по масштабу, колориту, размеру, подчеркивая гармоничность интерьерного решения. Второй способ заключается в трансформации архитектурной среды посредством изменения ритмики и масштабности, изменения динамики и структуры интерьера, изменения очертания пространства и степени замкнутости. Трансформация пространственной структуры жилого интерьера возможна при помощи вариативности текстильных драпировок, сглаживающих основные тектонические формы, а при помощи подвижных текстильных элементов способных изменять пространственные взаимосвязи интерьера (ширмы, перегородкии и т.д.) возможно изменение степени замкнутостии и динамики.

Все больше и больше стираются границы, определяющие традиционное текстильное искусство, разрушаются барьеры двухмерности, формообразования, взаимодействия с пространством и способов взаимодействия с человеком.

Современный текстиль - это прежде всего "интеллектуальный текстиль" , который вышел на принципиально новый технологический уровень. Это материалы, свойства которых могут быть изменены до неузнаваемости в творческом процессе. Это использование нанотехнологий, прикладных наук, новых материалов с различными свойствами. Текстиль перестал быть только декоративно-отделочным средством, а начал выполнять сложные утилитарно-бытовые функции, защищая от пожаров, влаги и т.д. Это, естественно, позволило более активно применять текстиль в общественных интерьерах, чрезвычайно разнообразных по своей специфике и назначению.

Все это вызывает интенсивное творческое соприкосновение отдельных видов и направлений искусства, и выводит текстиль на принципиально новый уровень его взаимоотношения с архитектурой. При помощи различных приемов в формообразовании ткани создаются выставочные павильоны, различные масштабные инсталляции, как в интерьерной так и в экстерьерной среде, но художественная ценность в данных примерах заключается, скорее в их форме, а не в художественных приемах, техниках, особенностях тканей, фактурах и текстурах. Из чисто декоративного и отделочного средства, текстиль превращается в инновационную строительную технологию, которая предоставляет большой потенциал выделения объекта оригинальным и нестандартным видом, с целью формирования интересных и величественных сооружений, форма которых никак не ограничена не какими рамками. С помощью новейших тканей стало допустимым использование необычных строительных решений: от временных модульных конструкций вплоть до больших арен, от наиболее значительного в мире крытого предмета — Купола Тысячелетия (O2 ARENA) в Лондоне, до различных фасадных инсталляций.

На основании данных модификаций появились несвойственные для художественного текстиля синтезы и симбиозы, имеющие значительную культурную ценность и представляющие значительный потенциал для эстетического моделирования предметно-пространственной среды. Текстиль послужил в некотором смысле идейной ступенькой для создания новых конструктивно-практических связей между искусством, дизайном и архитектурой, а также имеет значительные перспективы в этом развитии. Возможно, когда реальность окончательно сольется с киберпространством, начнут появляться и небоскребы из текстиля, какие придумали в своем проекте Nested Skyscraper американские архитекторы Ryohei Koike и Jarod Poenisch.

В результате постоянного симбиоза научно-теоретических и практических знаний люди формируют новые способы и формы создания и организации вещественного мира. Текстиль в рамках нашего исследования имеет все шансы быть одним из немаловажных компонентов архитектурно-пространственной среды. Нарастающее многообразие феноменов современного общества глубоко изменяет сущность, природу дизайна, архитектуры и искусства в целом качественно расширяя, раскрывая их возможности во всем - и в формировании единичных предметов, и в воздействии предметного мира на человека, и в формировании предметно-пространственной среды и т.д. Появление таких модификаций и трансформаций заставляет современных художников, архитекторов и дизайнеров заниматься поисками новых форм, и текстиль предоставляет для этого большие возможности, он мобилен, функционален, эстетичен и имеет огромные технологические перспективы.

СПИСОК ТСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Барышева В. Е. Мобильные элементы и динамические формы в пространстве жилого интерьера: дис. . канд. техн. наук: 17.00.06 / В. Е. Барышева. М.,1992.

2. Гассанова Н. С. Художественные и функциональные особенности декоративных тканей в интерьерах общественных зданий: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 /Н. С. Гассанова.- Киев,1985.

3. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в современном интерьере / Л. Е. Жоголь.-Киев: Буд1вельник, 1986.

4. Савицкая В. И. Основные тенденции развития современного гобелена (на материале современного и зарубежного искусства 1960-1970 гг.): дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / В. И. Савицкая. М., 1982.

5. Уваров В. Д. Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса: 1960-1990-гг.: дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.04 / В. Д. Уваров. М., 2000.

6. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / Иконников A.B., Коган М.С., Пилипенко В.Р. и др.; под общ. ред. Иконникова A.B. М.: Стройиздат, 1990.

Просмотров работы: 11815