ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

Абдулхаликова Э.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития профессионального образования предполагает подготовку творческимыслящих и инициативных специалистов, способных находить нетрадиционные решения, приносить прибыль и реализовывать экономически выгодные проекты.

Поставленные задачи не могут быть решены без внедрения в профессиональное образование практико-ориентированных технологий обучения и воспитания студентов. Это отражено в стандартах профессионального образования нового поколения, которые предусматривают усиление прикладного, практического характера СПО и его соответствие современным требованиям экономики и общества. В связи с этим, созданиепрактико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, разработка содержания и форм практико-ориентированного обучения остается актуальной проблемой для современного профессионального образования.

В отечественной педагогике существует три основных подхода к системе практико-ориентированного обучения, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе.

Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики(Ю. Ветров, Н. Клушина).

Второй подход (Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально - ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей профессиональнонаправленного изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Третий, наиболее широкий подход, сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на не только на приобретение теоретических знаний, сколько опыта практической деятельности. Именно этот подход активно внедряется в российскую систему образования последние 10 лет.

Деятельностно-компетентностный подход предполагает формирование у обучающихся определенного набора компетенций. Среди предпринимательских компетенций,в качестве основных можно отметить: умение ставить и решать инновационные задачи; умение работать в команде; умение вести экономические расчеты; умение принимать риск; умение вести деловые переговоры.

Для формирования названных компетенций используются такие технологии, как онлайн-обучение, техники дизайн-мышления, технология фасилитации команды, форматы деловых игр, кейсы и др.

Всё большую популярность в педагогике приобретают методы активного обучения (МАО). В средне - профессиональных учебных заведениях МАО позволяют студентам отрабатывать свои профессиональные компетенции в условиях, приближенных к реальной практике. При этом реализуется одна из основных задач МАО - формирование профессиональных качеств специалиста.

При подготовке будущих предпринимателей активно используются такиеобразовательные технологиикак моделирование и имитация, в том числе метод конкретных ситуаций (КС). Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности. Они дают возможность максимально приблизить обучение к реальной профессиональной деятельности. Таких ситуационных задач может быть несколько.

«Ситуация - оценка» - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно - неправильно» и предложить свое адекватное решение. Данный вид КС применяю посредством видеороликов «Найди ошибки» (с заведомо допущенными ошибками). Найдя ошибки, студент приступает к тренингу, демонстрируя при этом правильный алгоритм профкомпетенции.

Ситуация - иллюстрация- прототип реальной ситуации может включаться в качестве факта в лекционный материал, можно привлечь мультимедийные ресурсы, с помощью которых демонстрируются визуализированные ситуационные задачи (фото – задачи).

Ситуация — проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения.

Для успешного достижения образовательных результатов всё шире используются мультимедийные технологии. Они позволяют повысить информативность и наглядность обучения; стимулировать его мотивацию; повторить наиболее сложные моменты урока; усилить доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных формах; организовать внимание учащихся в фазе его биологического снижения; провести повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего урока.

Одним из эффективных инструментов обучения предпринимательству являются бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы. Основная цель бизнес-инкубаторов – содействовать созданию успешных бизнесов, которые основаны и развиваются силами молодых предпринимателей.

Акселераторы представляют собой ограниченные по времени программы поддержки стартапов, которые часто запускаются на базе бизнес-инкубаторов и технопарков. На короткий срок команда проекта помещается в такие условия, которые позволяют форсировано создать проект или прототип проекта, достаточно сильный для выхода на рынок и получения инвестиций.

Типичными характеристиками для бизнес-инкубаторов и акселераторов образовательных организаций являются следующие:

• постоянное взаимодействие начинающих предпринимателей с экспертами из разных областей (технологические, финансовые, юридические специалисты, бизнес-консультанты);

• проекты представлены небольшими командами, которые имеют начальный прототип или оформленную концепцию

• предусмотрены программы обучения, которые включают мастер-классы, стажировки, лекции, воркшопы в смежных областях;

• проектные команды обеспечивается офисами, офисной техникой, доступом в интернет и т. п., т.е. всей необходимой инфраструктурой;

• бизнес-инкубаторы обеспечивают проектам сильную экспертную поддержку, обучение, связи с потенциальными партнерами, инвесторами, освещение проекта в СМИ.

В целях стимулирования усиления предпринимательской активности учащихся, необходимо стимулировать научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов. Самое распространенное мероприятие – конкурс студенческих проектов/стартапов (конкурс бизнес-идей, конкурс инновационных проектов, конкурс бизнес-планов, конкурс бизнес-моделей и т. п.). Победители конкурсов получают возможность реализации проекта (гранты, денежные призы и др.). В некоторых учреждениях СПО ежегодно проводятся олимпиады и деловые игры, в которых участвуют студенческие команды. Обязательным является проведение конференций по предпринимательской тематике.

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Литература

  1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru

  2. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1.

  3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).

  4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006. – 247 с.

6

Просмотров работы: 399