ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

Латыпова Р.Р. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальное воспитание представляет собой создание особых условий и стимуляция развития личности, ее социального становления с использованием социального влияния и воздействия. Социальное воспитание призвано создавать возможности для того, чтобы личность могла овладеть необходимыми для жизни в обществе духовными, социальными и прочими ценностями (нормами поведения, этикета, нравственности, традиций и т.д.)

Главной задачей социального воспитания выступает создание таких специфических условий для его участников, чтобы их процесс социализации был эффективен при сохранении баланса адаптации человека в социуме и обособленности от него [1, c.56].

Субъектами социального воспитания в обществе являются организации, следующих двух типов: органы управления процессом социального воспитания и воспитательные организации. Также процесс социального воспитания индивида осуществляется в семейном кругу, в образовательных учреждениях, при неформальном общении.

При своей сложной многоаспектной структуре социальное воспитание как процесс и социальное явление имеет множество проблем. С данными проблемами можно столкнуться в любом обществе, независимо от того, насколько оно стабильно или экономически развито. В последние два десятилетия Россию можно отнести к обществу переходного типа, когда в государстве наблюдается множество нерешенных социальных проблем и вопрос воспитания молодого поколения становится отдельной проблемой.

В истории России можно отметить несколько таких периодов, например, в 20-е годы XX столетия, так было в Америке в 20-е и начале 30-х годов, и, в Германии и Японии после Второй мировой войны. Таким образом, достаточно типичное явление, когда процесс социального воспитания становится актуальной социальной проблемой.

В настоящее время в силу обстоятельств, тенденций исторического развития общества, которое происходило по тенденциям, традиционным для всех модернизированных социумов, произошло изменение положения детей и молодежи в нашей стране. Это закреплено как законодательно, путем законодательства о защите прав детей, так и изменились социальные нормы в обществе [3, c.128].

В настоящее время отношения между разными поколениями имеют совершенно другой характер, чем, например, 30 лет назад. Конечно, еще сохраняется традиционный «конфликт отцов и детей», однако он потерял былую остроту и значимость.

В настоящее время социальные конфликты между людьми разного возраста обостряются кардинальными различиями в мировоззрении, духовных ценностях и нормах поведения. Подрастающее поколение современной России все более отдаляется в своем развитии от взрослых.

Причиной этого служат те социокультурные события в жизни России, которые спровоцировали создание совершенно иных условий, в которых развивалось подрастающее поколение: ослабление цензуры, влияние и пропаганда ложных ценностей и т.д. И только в последние годы проблема социокультурного воспитания молодежи воспринимается государством как нечто серьезное и требующее пристального внимания. Поскольку система воспитания подрастающего поколения тесто взаимосвязана с государственной политикой, то сейчас огромное значение имеют организации по социально-культурному развитию, коррекции и реабилитации детей и молодежи. Ниже будет рассмотрена деятельной одной из них.

Рассмотрим проблемы и эффективность социального воспитания и развития детей и подростков на примере Отделения социальный приют для детей и подростков в Белокатайском районе государственного бюджетного учреждения Республики Бащкортостан Северо-восточный межрайонный центр социальной помощи семье и детям (далее отделение социальный приют ГБУ РБ Северо-восточный МЦСПСД) и роль данного учреждения в социальном воспитании детей и молодежи.

Вся программная деятельность отделения основывается на концепции воспитания жизнеспособного поколения.

Жизнеспособность молодого человека подразумевает его конкурентоспособность во всех сферах жизни и определяется следующими качествами:

- образованность;

- патриотизм;

- активная гражданская позиция;

- владение культурой общения;

- информационная культура;

- нравственность.

Социальный приют – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Их функции - обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей, а также на всестороннее развитие детей в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала, защиты интересов и прав.

Для того чтобы более четко определиться с основными направлениями деятельности, а, следовательно, и с основами социального воспитания в рамках деятельности данной организации, необходимо рассмотреть это на примере её программ.

Программа «Выставочный зал «Очумелые ручки», целью, которой является культурное развитие и гражданское воспитание детей и молодежи. В её рамках организуются выставки работ воспитанников. Выставочный зал – это своего рода открытая площадка для детей и творческой молодежи, на которой проводятся мастер-классы, встречи с творческой интеллигенцией северо-восточных районов РБ, города Уфа. Выставки и встречи бесплатны и доступны не только для воспитанников приюта, но и для жителей и гостей северо-восточных районов РБ. Программа существует 12 лет и ежегодно проводится от 8 до 10 выставок.

Необходимо отметить, что волонтеры, участвуя в работе программы, так же повышают уровень своей социальной компетентности. Они включены на всех этапах реализации мероприятий программы. Таким образом, принимая активное участие в программе, молодые люди не только расширяют свой круг общения, но приобретают профессиональные навыки.

Программа «Любимый мой – край родной», ее цель: создание условий по изучению и сохранению культурного наследия Республики Башкортостан и его эффективного использования в целях обогащения духовной и интеллектуально-образовательной сфер детей и молодёжи. Данная программа включает в себя проведение культурно-исторических экспедиций по значимым местам РБ, организацию исследовательской и просветительской работы, что способствует всестороннему развитию молодежи и углубленному изучению истории родного края.

Программа «Я-гражданин» направлена на развитие у молодежи чувства гражданственности, патриотизма как важнейших нравственных и социальных ценностей, верности конституционному долгу, ответственности и дисциплинированности, поддержание традиций, осуществление преемственности поколений, воспитание патриотизма на примерах старшего поколения, сохранение памяти о событиях Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, поклонение павшим и внимание к живым ветеранам. Задачи программы: создать механизм, обеспечивающий эффективное функционирование программы патриотического воспитания в организации; изучать историю Великой Отечественной войны, участвовать в поисковой работе; формировать патриотические чувства в сознании молодых граждан; воспитывать личность молодого человека – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Принимая активное участие в работе той или иной программы, дети приобретают такие навыки как работа в команде, стрессоустойчивость, развивают в себе коммуникативные и лидерские качества. В заключении отметим, что программы отделения социальный приют для детей и подростков ГБУ РБ Северо-восточный МЦСПСД несут большой потенциал в социальном воспитание детей и подростков и способствуют полноценному включению в жизнь общества, формируя социальную активность.

Литература

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2016.

2.Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 2014.

3.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2014.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Просмотров работы: 1144