Под копингом понимаются изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как трудные или превосходящие его возможности [1].
Исследование копинг -поведения в спорте предполагает разработку методов обеспечивающих формирование такого поведения, которое могло бы помочь спортсменам справиться с напряженными ситуациями соревновательной деятельности.
Выделяют две группы стрессоров
- проблемно-ориентированные
- эмоционально-ориентированные [5].
Для изучения закономерностей формирования эффективного копинг-поведения в спорте нами были проанализированы несколько исследований, которые рассматривают поведение спортсменов разной квалификации и пола относительно трудных ситуаций соревновательной борьбы.
Исследование Босенко Ю. М.направлено наизучение особенности копинг-стратегий у спортсменов разной квалификации и пола, в командных и индивидуальных видах спорта [3].
В результате сравнительного анализа средних показателей копинг-стратегий ею было установлено, что у тхэквондистов по сравнению с гандболистами выше проявляется индивидуальный стиль деятельности, который находит отражение в формирование эффективных копинг стратегий. Автор объясняет это тем, что индивидуальный вид спорта ведет к закреплению осознания вклада собственной личности в решение проблемы и ориентирует спортсмена на действия по изменению ситуации.
В индивидуальном виде спорта девушки с высокими спортивными достижениями чаще используют проблемно-ориентированные стратегии совладания.
В то время как юноши переносят акцент с проблемы на личностное развитие, стремятся к спортивному самосовершенствованию.
Юноши-тхэквондисты высокой квалификации значительно чаще, чем юноши массовых разрядов, используют копинг-стратегии «принятие ответственности».
Тхэквондистки высокой квалификации достоверно чаще, чем спортсменки массовых разрядов, используют «конфронтацию», «положительную переоценку», стратегию «бегство», «планирование решения проблемы», «принятие ответственности».
Автор делает вывод, что с ростом квалификации в индивидуальных видах спорта происходит осознание личного вклада в решение проблемы, а это ведет к ориентации на использование действий по изменению ситуации.
Спортсмены, командных видов спорта, склонны проявлять эмоционально-ориентированные стратегии . А это ведет к тому, что с ростом квалификации активность копинг-стратегий в командном виде спорта не наблюдается [3].
Это говорит о том, что в командных видах спорта идет разделения ответственности.
Исследования выявили, что с опытом соревновательной деятельности спортсмены нарабатывают индивидуальные способы преодоления стресса, но они не являются достаточными из-за того, что в спорте всегда чрезмерные нагрузки, поэтому важно формирование у спортсменов таких личностных ресурсов, которые могли бы способствовать эффективному преодолению стрессовых ситуаций. В качестве таких ресурсов можно рассматривать такие качества, как ответсвенность, самостоятельность,самоконтроль, саморегуляция.
Второе исследование связано с изучением использования копинг стратегий у подростков, занимающихся спортом Брусенской Д.С. [2].
В исследовании принимали участие учащиеся подросткового возраста. Учащиеся были разделены на 2 группы:
учащиеся, занимающиеся профессиональным спортом;
учащиеся, не занимающиеся спортивной деятельностью.
Получены следующие результаты.
У подростков, занимающихся спортом, преобладают следующие копинг-стратегии: самоконтроль, принятие ответственности.
Реализуя эти стратегии, как в спортивной деятельности, так и в жизненных ситуациях подросток может контролировать свое поведение. В спорте эти навыки особенно необходимы для достижения успеха.
Выраженность копинг-стратегии принятие ответственности может формировать у личности чрезмерное неоправданное стремление к самобичеванию, самообвинению и самокритики, а также хронической неудовлетворенностью собой.
У подростков, не занимающихся спортом, преобладают такие копинги, как бегство-избегание и поиск социальной поддержки [2].
По результатам исследования сделан вывод о том, что подростки, занимающиеся спортом, в своей жизни используют конструктивные копинг-стратегии, в отличие от подростков, не занимающихся спортом.
Таким образом можно сделать вывод, что исследования копинг –стратегий в спорте имеют разные аспекты рассмотрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абабков В. А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений. – СПб.: Речь, 2004.
2. Брусенская Д.С. Изучение использования копинг стратегий у подростков, занимающихся спортом //Психологические науки, №41-1, 08.02.2016
3. Босенко Ю. М. Субъектные регуляторы конструктивного реагирования спортсменов на оценивание их личности в спорте //автор. дис на соискание кан. псих. наук. Краснодар . 2012
4.Гороховский В. Л. Большой теннис // Для всех и для каждого. 2004. № 1. С. 156-159.
5. Либина, А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации/ А.В. Либина.-М.Зксмо, 2008.-400 с.